Ольга Грибова
Описание опыта работы «Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст 5-6 лет часто называют «библиотечным». Это время «влюбить детей в книгу». Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно отличают поэтические произведения. Идёт заметное возрастание интереса к поэтическому слову.
Публикация «Описание опыта работы „Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Ведущая роль в обучении выразительному чтению принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребёнок выступает в роли слушателя. При чтении стихотворения воспитателем ребёнок должен насладиться услышанным, избегайте излишне подробного анализа. Чтение должно быть эмоциональным, ничем не украшенный, обнажённый голос воспринимается хуже.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчётливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.
Обучение выразительному чтению стихотворений у дошкольников-это игра в стихи и со стихами. Как же научить играть в стихи и со стихами? Очень просто: их нужно читать и знать наизусть, иначе игра не состоится, не во что будет играть. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании.
Какие же поэтические литературные жанры популярны в этом возрасте? Это скороговорки, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха». И вот они то очень эффективно способствуют развитию навыков выразительного чтения. Кроме этого рекомендуется отрабатывать навыки выразительного чтения при знакомстве со стихотворениями о природе, юмористическими стихотворениями, стихотворениями в которых доминирует диалог. Стихи о животных позволят вам научить ребёнка имитировать их голоса, здесь как нельзя кстати, могут подойти басни.
Следует иметь в виду, что для детей 5-6 лет не только усложняется содержание и увеличивается объём стихотворения, но значительно повышаются требования к манере исполнения. Детей учат декламировать выразительно, соблюдая смысловые паузы, ударения, интонации, соответствующие характеру произведения, настроению героев.
Перед началом знакомства с тем или иным поэтическим произведением, в «центр книги» или мини-библиотеку нужно разместить книгу или сборник с этим стихотворением или стихотворениями, а перед заучиванием или чтением обязательно рассмотреть иллюстративный материал к ним, в связи с преобладанием наглядно-образной памяти.
Чтение стихотворения может предворять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению, а также аудиозаписей чтения этого стихотворения или автором, или актёром.
Способствует запоминанию текста и выразительному его прочтению, поставленная перед ребёнком цель. С большим интересом ребята учат стихи на детские утренники, чтобы выступать перед родителями или перед ребятами в группе, на различные конкурсы чтецов, проходящие в детском саду или на других площадках, нравится им делать видео записи и на дистанционные конкурсы.
Образец выразительного рассказывания стихотворения даёт взрослый (как основной приём).
Поза (использование движения тела (плечами пожимать, ногой топнуть, повороты туловища влево – вправо,мимика (радость, удивление, гнев, злость,жесты очень важны (но не следует ими злоупотреблять).Если стихотворение детям хорошо знакомо, можно предложить им рассказать его жестами, воспитатель медленно читает, а дети практически на каждое слово реагируют жестом.
Словарная работа проводится до первого прочтения или после первого знакомства со стихотворением.
Стихотворение для заучивания читается три-четыре раза, при этом обязательно меняются приёмы чтения :
1. Хором, вторя чтению воспитателя;
2. Вместе с воспитателем-первое четверостишие читают-девочки, второе-мальчики, а третье-все вместе;
3. Стихотворение читают все хором вместе с воспитателем;
4. Дети выходят втроём и читают по одному четверостишию каждый;
! РЕБЁНОК, КАК МОЖНО ЧАЩЕ ДОЛЖЕН СЛЫШАТЬ ТЕКСТ. Слушать поэтическое произведение можно предложить с закрытыми глазами и представлять, о чём в нём говорится.
Способствует выразительному чтению и атрибутика (костюмы, детали костюма, можно использовать игру-драматизацию с привлечением игрушек и театральной атрибутики. Например, читая стихотворения о весне, на ребёнка можно надеть венок из зелёных листьев или дать ему в руки зелёный зонтик. Читая стихотворения о зиме, мы используем серебряную мишуру, лёгкие белые шарфы или косынки.
• Доверьте первую декламацию текста, после заучивания, ребёнку с хорошей памятью;
• При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на её выразительность и естественность интонаций. Важен анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию и соблюдение знаков препинания с правильной интонацией ( :, ?!);
• Пусть дети иллюстрируют прочитанное. При заучивании используйте музыкальное сопровождение;
• Напомните случай из жизни ребёнка, похожий на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;
• Следите за звукопроизношением, за звуконаполняемостью слов, употреблением предлогов;
• Учите выделять голосом значимое слово в строчке;
• Соблюдайте правильный темп и ритм стиха при воспроизведении (т. е. быстрый, медленный, нормальный);
• Читайте стихи-диалоги по ролям;
Воспитатель должен читать детям свои любимые стихотворения. Если ребёнок выучил стихотворение дома и хочет прочесть его в группе, не оставьте его просьбу без внимания, предварительно заслушав его. Посещение театра способствует овладению исполнительскими умениями. Со своими ребятишками я часто посещаю конкурсы чтецов,как у себя в детском саду,так и в городе. Мы неоднократно являлись призёрами и победителями.