Марина Бобрышева
Описание педагогического опыта работы воспитателя «Расширение у дошкольников представлений о природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание педагогического опыта работы воспитателя
Бобрышевой Марины Алексеевны
по теме: «Расширение у дошкольников представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы путём использования различных конструктивных материалов».
Публикация «Описание педагогического опыта работы воспитателя „Расширение у дошкольников представлений о природе“» размещена в разделах
Одним из приоритетных направлений в работе с детьми 2-3 лет для меня является воспитание бережного отношения к природе и формирование представлений у детей о явлениях и объектах живой и неживой природы, так, как этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка. В это время предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии, а речь - средством общения, зарождается игровая деятельность, формируется познавательная деятельность, основы безопасности в быту, социуме, природе. Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития, эмоционально-ценностным отношением к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Дети с нарушением зрения, поступающие в дошкольное учреждение имеют недостаточное представление о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства живой и неживой природы.
Поставленные цель и задачи, которыми я стремлюсь руководствоваться в своей работе, мне бы хотелось прокомментировать словами профессора М. М. Камшилова: «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках».
Особое внимание, я думаю, следует уделять формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.
Поэтому ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения. Он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей. И сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые.
Особенностью развития в этом возрасте является совместная деятельность ребёнка со взрослым на правах сотрудничества. Раскрывается она в отношениях «ребёнок – предмет – взрослый». Содержание совместной деятельности заключается в усвоении ребёнком специально выработанных способов использования различных конструктивных материалов. Это способствует расширению у дошкольников представлений о явлениях живой и неживой природы, что и дало возможность выбрать мне для углублё нного изучения тему: «Расширение у дошкольников представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы путём использования различных конструктивных материалов» и позволило сформулировать цель по данной теме и определить задачи.
Цель: формировать у детей раннего возраста с нарушением зрения представления о явлениях и объектах живой и неживой природы путём усвоения экологических знаний о растительном мире и использовании различных конструктивных материалов в процессе игр и экспериментированием с природным материалом.
Задачи:
- знакомить детей с явлениями и объектами живой и неживой природы
- развивать детское экспериментирование, в том числе с элементарными действиями по преобразованию объектов
- знакомить с фактурой (характером поверхности, формами и свойствами материала, побуждать обследовать объекты осязательно-двигательным и зрительным путём
- развивать познавательный интерес, фантазию, воспитывать бережное отношение к природе
- привлекать родителей к совместному изготовлению поделок с детьми из природного материала
- подготовить информацию по экологическому воспитанию детей раннего возраста для родителей
В своей работе по расширению у детей раннего возраста представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы использую следующие принципы:
- принцип общения (взаимодействие ребёнка и взрослого, формирование готовности к взаимодействию со сверстниками, во время него происходит последовательное расширение у детей системы определённых знаний и представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы
- принцип коммуникативности (индивидуальная и коллективная активность во время труда в природе, экспериментально-исследовательской деятельности)
- игровой принцип способствует творческому развитию детей (предоставляется самостоятельная возможность игр с различными объектами и явлениями природы в разное время года –листья, шишки, иголки, веточки, снег).
В своей работе я выделила несколько направлений:
- расширение у детей представлений о доступных явлениях и объектах живой и неживой природы
- формирование у детей бережного отношения к природе
- знакомство с правилами поведения в природе и необходимости их выполнения
Среди методов по расширению у детей раннего возраста представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы путём использования различных конструктивных материалов предпочтение отдаю следующим методам:
- наблюдение, сравнение, обобщение
- экспериментам (формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности)
- познавательным природоведческим играм
- труду в природе
Цели и задачи по данной теме осуществляю в таких формах работы с детьми, как:
- организованная образовательная деятельность
- индивидуальные беседы, работа с природными объектами с небольшими группами детей
- прослушивание музыкальных произведений (из серии «Звуки природы»)
- развлечения (тематические)
Свою работу строю с учётом требований Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №27 «Розочка» города Евпатории Республики Крым, а также рабочей программой образовательной деятельности общеразвивающей направленности во второй группе раннего возраста «Лютик».
Уже в раннем возрасте, дети получают первые элементарные представления о мире природы.
На занятиях происходит последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, этому помогает прослушивание аудиозаписей со звуками природы : «Шум дождя», «Гром», «Прибой», «Голоса птиц», «Голоса животных» и др.
В дальнейшем, расширяя и углубляя представления детей об объектах живой и неживой природы, природных явлениях, знакомя с сезонными изменениями в природе, стремлюсь сформировать у детей первоначальную научно- обоснованную систему представлений о живой и неживой природе, о неразрывной связи её с человеком. Чтобы более легко и непринужденно донести до детей знания и понимание взаимосвязанных в природе процессов, стараюсь разнообразить формы проведения занятий и развлечений, часто использую игровые, сюрпризные приё мы: знакомлю с дикими животными (заяц, лиса, белка. медведь) в процессе чтения и рассказывания сказок «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок» и др. ; природный материал дети использовали на занятиях по изо деятельности: на готовые формы туловища ежей добавляли иголки от ёлок и семечки, выбор материала дети делали самостоятельно. Осенью выполнили аппликацию из осенних листьев «Чудо-дерево», с помощью скорлупы грецких орехов у нас «выросла» грибная полянка, букет подсолнухов появился благодаря семечкам, кошечка – из картофеля, дедушка Мороз – из яблок.
Часто использую с детьми фольклорные произведения, рассказы, стихи, связанные с тем или иным природным явлением. Произведения фольклора способствуют пониманию детьми раннего возраста окружающей действительности, читаем и заучиваем потешки связанные с природными явлениями или объектами живой и неживой природы, например: «Сел комарик на кусточек», «Светит солнышко» «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок» и др. При рассматривании картин и иллюстраций, во время чтения художественных и фольклорных произведений, в процессе наблюдений за природными объектами, обращаю внимание детей на характерные особенности того или иного объекта. Всё это позволяет детям получать больше впечатлений и приобретать практический опыт взаимодействия с природой. Стараюсь чаще организовывать экскурсии, наблюдения за живыми объектами.
Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдение позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Как пример, можно привести наблюдения за погодными явлениями, которые впоследствии дети с удовольствием отражают в своих рисунках («Солнышко-колоколнышко»; «Дождик, дождик пуще»; «Осенний листопад»;» Белый снег пушистый», «Снеговик» и др.).
В сентябре проводили наблюдения за насекомыми: муравьи, мухи, пчёлы, бабочки, жуки, а также паучки, гусеницы, червячки – все становилось объектом внимания детей. Рассматривая их, дети учились сравнивать, находить сходство и различие, различать строение тела (есть лапки, крылья, брюшко, у дождевых червей тело состоит из колечек, объясняю, чем они полезны, сравниваю их с другими представителями фауны – птицами, животными, то есть подвожу к умению классифицировать живые организмы.
Наблюдая за птицами, дети узнали общие представления о них, научились узнавать по внешнему виду (тело покрыто перьями, птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. В зимнее время кладём в кормушки зёрна, семечки, хлебные крошки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать внешний вид птиц, прилетающих на групповой участок, запоминать названия (голубь, ворона, воробей, дятел, изучать повадки. Дети понимают, что рядом с ними нельзя шуметь, а то они испугаются и улетят, что необходимо постоянно подсыпать корм в кормушку, выходя на прогулку, они напоминают, что нужно взять корм для птиц, приносят семечки, крупу из дома. Наблюдение за птицами помогает воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту.
Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда для проведения опытов в организованной образовательной деятельности и индивидуальных занятиях. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знакомство детей со свойствами песка проводилось через экспериментирование. Например: «Испечём угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка и сделали вывод – мокрый песок принимает любую нужную форму, сухой песок рассыпается, на влажном песке остаются следы, на нём можно рисовать. Для закрепления знаний о свойствах песка провела комплексное занятие «День рождение у Песочного Гнома». Решая задачи по расширению исследовательского опыта детей, проделали следующие игры-опыты с водой : при помощи предметно-манипуляционной деятельности дети убедились в том. что водой можно умываться, опускать в неё и вылавливать различные предметы; что вода – жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (игра «Напоим Аню чаем, что вода может быть холодной и тёплой (игра «Искупаем куклу Машу»,не имеет вкуса, цвета, её можно покрасить (рисование «Разноцветные колечки», может литься, а может брызгать, что в воде растворяется соль, сахар, при понижении температуры – превращаться в лёд, зимой вода превращается в снежинки и выпадает снег. Снег – белый, холодный, лёгкий, пушистый, если снег взять в тёплую ладошку. он тает. Лёд и снег тают в тепле.
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом очень важно, чтобы ребенок по возможности выполнял их самостоятельно, а не был в роли наблюдателя.
Надо заметить, что проведение подобной работы вызывает у детей самый живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы.
Наряду с наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной литературы, огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Детей всегда привлекает этот вид деятельности. Стоит только расположиться в группе с цветочным горшком, леечкой, совочком, как тут же, оставив свои игрушки. дети окружат вас, а предложение поучаствовать в совместном труде вызовет бурю восторга и энтузиазма. Благодаря проведённым опытам с почвой дети узнали её свойства. В своей группе я стараюсь поддерживать эту заинтересованность, привлекая их к уходу за растениями в группе, давая им посильные задания в оказании помощи воспитателю, индивидуальные поручения (полив, рыхление, помощь в пересадке растений). Каждую зиму часть подоконника в группе мы выделяем под «зелёный огород» : выращиваем лук, чеснок, фасоль. Необходимо с самого раннего возраста поддерживать эту заинтересованность.
Кроме того, формируются практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе, у детей формируются знания о растениях (строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.
Формирование экологической культуры, экологического сознания процесс длительный и не простой. И существует, как известно, большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении, создано много различных программ и методических разработок. Но, все -таки, решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.
Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксирует соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь.
Для родителей я подготовила консультации на следующие темы: «Многогранные возможности игр с водой», «Игры с песком», «Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению дошкольников к природе». Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, участию в конкурсах поделок, в конкурсе «Осеннее превращение» из овощей и фруктов родители с детьми приняли активное участие.
В процессе «Расширения у дошкольников представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы путём использования различных конструктивных материалов» я использую магнитофон, видеокамеру, фотоаппарат, затем предоставляю родителям фотоотчёт о проведённой работе.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по расширению у детей раннего возраста представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы путём использования различных конструктивных материалов, позволила качественно повысить уровень знаний детей. Использование разнообразных форм и методов таких, как экскурсии, беседы, наблюдения, игры, экспериментальная деятельность позволила детям приобрести практический опыт взаимодействия с природой и позволила сформировать у детей более полное представление об окружающей действительности.
Литература:
Программа художественного воспитания, обучения развития детей 2-4 лет «Цветные ладошки»
Н. Ю. Галой Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами Комплексы игровых упражнения и действий Волгоград Издательство «Учитель» 2015г. стр. 88
О. А. Каушкаль И. Н. Чернышова Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» Центр педагогического образования Москва 2014г. стр. 74
Л. А. Соколова «Экологическая тропа детского сада» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2014г. стр. 79
Т. А. Шорыгина «Понятные сказки» Беседы с детьми о растениях и животных Издательство «Т. Ц. Сфера» Москва 2015г. стр. 79
Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах» Москва Творческий центр «Сфера» 2010 г. стр. 74
Н. Петрова Е. Стрельцова «Камень и глина» Экспериментальная деятельность с детьми
Журнал «Дошкольное воспитание» №6 стр. 27-29