МААМ-картинки

Описание педагогического опыта «Авторские игры математического содержания — средство развития мышления детей»

Любовь Семенюк
Описание педагогического опыта «Авторские игры математического содержания — средство развития мышления детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение педагогического опыта по теме :

«Авторские игры математического содержания – средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»

Подготовил:

воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 14 г. Сосногорска»

Семенюк Любовь Леонтьевна

г. Сосногорск 2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

Публикация «Описание педагогического опыта „Авторские игры математического содержания — средство развития мышления детей“» размещена в разделах

1. Игровая методика В. В. Воскобовича «Нет царской дороги к геометрии, а сказочная есть» 4

2. Описание опыта работы 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.

Связь дошкольного развития и формирования логических приёмов умственных действий – одна их основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли особое внимание такие педагоги, как Михайлова З. А., Венгер Л. А., Е. А. Носова и Р. Л. Непомнящая.

В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а так же умение понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно, доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.

Работая в детском саду, я наблюдала следующее, что у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются занимательные игры и упражнения.

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим пособиям: логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера, умным играм В. В. Воскобовича.

Изучив материал по развитию логики и формирование представлений о геометрии, форме и геометрических фигурах, я определила тему по самообразованию «Авторские игры математического содержания – средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста».

1. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА В. В. ВОСКОБОВИЧА

«НЕТ ЦАРСКОЙ ДОРОГИ К ГЕОМЕТРИИ, А СКАЗОЧНАЯ ЕСТЬ»

Игровая технология интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет «Нет царской дороги к геометрии, а сказочная есть» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

Методика представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игр Воскобовича.

Методика решает следующие задачи:

Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал.

Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.

Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Развивающие игры В. В. Воскобовича имеют ряд особенностей.

1. Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

2. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает геометрические понятия или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

3. Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»

К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового Леса. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Например, «Волшебная восьмерка» - это арена Цифроцирка. «Чудо – соты» - это Чудо- острова, Пчелка Жужжа и её друзья, «Геоконт» - Чудесная Поляна Золотых Плодов, Малыш Гео, Ворон Метр и Паук Юкк. Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные приключения, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.

Сказки решают следующие задачи:

1. Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.

2. Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.

3. Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через практическую деятельность.

4. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.

5. Развивать гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.

Содержание сказок способствует становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы и их свойства, определять сходство и различие, видеть различные образы в знакомых предметах. Дети активно сравнивают различные изображения по составляющим их частям, анализируют фигуры по форме и другим признакам и выбирают необходимые. Преодоление ребенком препятствий от лица персонажа в игровом сюжете и получение результата на фоне чувства радости и удовлетворения способствует развитию волевой регуляции.

Методика «Сказки Фиолетового леса» или «Малыш Гео, Ворон Метр и я дядя Слава или сказка об удивительном Геоконте» разработана с учетом принципа интеграции, обозначенного в ФГОС ДО и направлена на освоение детьми задач всех образовательных областей. Совместную игровую деятельность можно проводить в удобное для педагога время : в утренний отрезок времени – как вариант образовательных развивающих ситуаций на игровой основе –или в вечерний отрезок времени – как совместную игровую деятельность детей и взрослых.

Методика «Сказки Фиолетового леса» и «Малыш Гео, Ворон Метр и я дядя Слава или сказка об удивительном Геоконте» не копирует методические разработки, изложенные в инструкциях к развивающим играм Воскобовича, а предлагают максимально возможное и эффективное использование этих игр в жизнедеятельности детей в детском саду.

Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста, в основном на геометрическом материале, являются основными задачами методики ««Нет царской дороги к геометрии, сказочная есть» и дополняющей её методики «Сказки Фиолетового леса»и «Малыш Гео, Ворон Метр и я дядя Слава или сказка об удивительном Геоконте», поэтому подходят для реализации с любой примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Целью данной технологии является интеллектуально – творческое развитие дошкольников. Однако, в процессе реализации игровой технологии, педагоги – практики диагностировали положительную динамику в развитии не только творческих и интеллектуальных способностей, но и развития психических процессов, особенно мышления.

2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Мной была разработана система работы с пособиями умных игр В. В. Воскобовича.

В самостоятельной игровой деятельности – наличие наборов пособий в предметно-развивающей среде группы (математический центр)

В совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование с помощью геометрического конструктора Геоконт, моделирование)

В организованной образовательной деятельности.

На основе этого были разработаны методы и приемы:

Игровые;

Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей)

Индивидуальная работа с геометрическим конструктором Геоконт.

Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело;

(демонстрационный, раздаточный материал);

Интеллектуальное сотрудничество;

Не травмирующая оценка.

Разработаны задачи:

Развивать :

Творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию

Пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д)

Логическое мышление, внимание, память

Помочь овладеть геометрическими понятиями

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Разработала систему определения эффективности работы:

Диагностика компетентности дошкольников будет определена, используя диагностику, разработанная В. В. Воскобовичем.

За единицу измерения взята самостоятельность- как интегральное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности.

Разработала на основе этого оценку уровней:

Высокий уровень – самостоятельно выполняют задания, добиваются результата;

Средний уровень – дети понимают инструкцию и готовы выполнить задание, прибегая к помощи взрослого;

Низкий уровень – понимает смысл предлагаемого задания, но отказывается его выполнить (не проявляет интереса, не уверен в достижении результата)

Педагогический процесс обучения детей с авторскими играми я конструирую следующим образом:

во-первых, вне занятий, размещаю геометрические конструкторы Геоконт, фиолетовый лес с его героями в предметно-развивающей среде, в математическом центре;

во-вторых, организую совместную и самостоятельную игровую деятельность, например: конструирование на геометрическом конструкторе Геоконт по заданию или моделирование по схемам, рисункам;

в-третьих, на занятиях (комплексных, интегрированных с использованием ИКТ, обеспечивающих наглядность, доступность, системность, смену видов деятельности.

Для работы со старшими дошкольниками я выбрала, представленную В. В. Воскобовичем методическую сказку на тему: «Нет царской дороги к геометрии, а сказочная - есть» В данном пособии представлен цикл историй под названием «Легенды Фиолетового Леса». Структура образовательной методики В. В. Воскобовича использование авторских дидактических игр в педагогическом процессе соответствует педагогической технологии подачи учебного материала программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой.

Сначала дети знакомятся с циклом сказок к игре «Геоконт», которые открывают цикл историй под названием «Легенды Фиолетового Леса». Дети слушают ее занимательный сюжет, играют с разноцветными паутинками и параллельно осваивают строение геометрических фигур, углов, знакомятся с понятием «отрезок», «луч», «прямая» и др.

С помощью игры «Геоконт» происходит развитие умений наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщения и интерпретировать их. Все геометрические представления формируются на основе образного видения, что отвечает особенностям мышления ребенка, дает живую пищу для его ума.

Кроме того, в игре развиваются конструктивные умения, происходит тренировка тонких движений пальцев, что по мнению физиологов, стимулирует развитие речи и интеллекта детей. Дидактические игры В. В. Воскобовича применяю в совместной и самостоятельной деятельности, которые предшествуют занятиям по математике, развитию речи, предметному миру, конструированию. Для закрепления знаний детей использую в своей работе различные наглядные средств, с использованием ИКТ: сказки, занимательные вопросы, конструирование, моделирование. игра «Уголки», игра «Фигуры», игра «Геометрический диктант», мультимедийное оборудование, экран (телевизор, презентация, подушки напольные, большой демонстрационный геоконт, малые геоконты, дощечки с гвоздиками, резинки, карандаши, листы бумаги в клеточку, листы бумаги А4, цветные карандаши, листы с заданием, герои сказки на экране.

Прежде чем начать работу с детьми, устанавливаю, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Ориентируюсь на примерный уровень развития ребенка, предлагаю ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предлагаю более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Диагностирую каждого ребенка, получаю ясную картину уровня мыслительных умений детей.

Это дает возможность организовывать занятия, игры и т. п. с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляются с заданием определенной ступени - ему предлагаю игры и упражнения следующей группы сложности. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Представления, которые ребенок получит, оказавшись в центре событий методической сказки, помогут ему успешно овладеть геометрией в школе.

В нашей группе детского сада создан математический уголок, где выкладываются занимательные игры, занимательные герои 17 сказок связанных с Фиолетовым Лесом, лабиринты и др., что привлекает внимание детей и вызывает желание действовать.

Для проведения игр и упражнений дополнительно готовлю вспомогательный материал : Мальчик ГЕО, Фиолетовый Лес, Чудесная полянка, Владыка Луч, сказочных персонажей (Красный зверь, Желтая птица, большое дерево, Лодочка, Голубая рыба, подушечки, разноцветные резинки, геометрический конструктор Геоконт и пр. Упражнения детей с использованием дидактического материала обеспечивают усвоение ими основных практических действий, умение применять их в сходных и иных условиях. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.

Для педагогов нашего города я провела открытый показ образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию на тему «Тайна пяти ключей» с использованием сказочной игры «Тайны Фиолетового леса».

Игры и упражнения с развивающими играми В. В. Воскобовича предлагаю детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома.

Родители (законные представители) моих воспитанников являются активными участниками педагогического процесса. Для них я провела:

мастер-классы на тему «Геометрический конструктор «Геоконт» и «Развивающие игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»

день открытых дверей на тему: «Развивающая математика М. Фидлер»

консультации на тему: «В мире умных игр», «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».

Работа по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича подтолкнула меня к разработке своих авторских сценариев различных образовательных занятий; игровых упражнений, драматизаций «Легенд Фиолетового Леса» Мною разработаны игры, конспекты занятий с детьми, презентации по данной теме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе системной работы были получены следующие результаты и выявлены проблемы в работе:

Из 25 обследованных детей подготовительной группы:

1. По оценке уровня технологической компетентности:

Высокий уровень имеют: 40 % - 10 детей

Средний уровень имеют : 60 % - 15 детей

2. По оценке уровня информационной компетентности:

Высокий уровень имеют: 44 % - 11 детей

Средний уровень имеют : 56 % - 14 детей

3. По оценке уровня социально коммуникативной компетентности:

Высокий уровень имеют: 52 % - 13 детей

Средний уровень имеют : 48 % - 12 детей

При формировании технологической компетентности: дети с некоторыми затруднениями применяли свои знания в новой ситуации, а также затруднялись в умении планировать этапы своей деятельности;

Показатели же информационной и социально-коммуникативной компетентностей достигли высоких результатов благодаря тому, что при использовании развивающих игр В. В. Воскобовича широко применяется работа с дидактическими играми (математический конструктор Геоконт, математический диктант и сказки «Легенд Фиолетового Леса», карточки-символы, а также коллективные формы работы, тем самым формируя соответствующие компетентности.

Дети стали более любознательными, интеллектуально развитыми стали проявлять активный интерес к развивающим играм В. В. Воскобовича. самостоятельно решают с помощью схем-картинок геометрического конструктора геометрические задачи, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх.

80% детей 5-7 лет ориентируются в назывании геометрических понятий: фигура, угол, луч, отрезок, прямая и т. д. и различении цвета;

90% детей 5-7 лет правильно называют и строят на Геоконте геометрические фигуры; углы всех видов, отрезки, лучи, прямые.

Таким образом, можно сделать вывод, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Венгер Л. А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1985. - 96 с.

2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/ Л. Д. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2011. – 64 с.

3. Михайлова З. А., Носова Е. А., А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец: Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб. : «Детство- Пресс», 2008.

4. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996.

5. Харько Т. Г. Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». С-Пб., Детство-Пресс 2013.

6. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. игровая технология интеллектуально- творческого развития детей 3-7 лет. С-Пб., 2007.

7. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание педагогического опыта «Авторские игры математического содержания — средство развития мышления детей»
Опубликовано: 30 января 2020 в 12:56
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание педагогического опыта «Авторские игры математического содержания — средство развития мышления детей»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Семенюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД