Любовь Семенюк
Описание педагогического опыта «Авторские игры математического содержания — средство развития мышления детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по теме :
«Авторские игры математического содержания – средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»
Подготовил:
воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 14 г. Сосногорска»
Семенюк Любовь Леонтьевна
г. Сосногорск 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
Публикация «Описание педагогического опыта „Авторские игры математического содержания — средство развития мышления детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Игровая методика В. В. Воскобовича «Нет царской дороги к геометрии, а сказочная есть» 4
2. Описание опыта работы 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.
Связь дошкольного развития и формирования логических приёмов умственных действий – одна их основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли особое внимание такие педагоги, как Михайлова З. А., Венгер Л. А., Е. А. Носова и Р. Л. Непомнящая.
В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а так же умение понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения.
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно, доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.
Работая в детском саду, я наблюдала следующее, что у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются занимательные игры и упражнения.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим пособиям: логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера, умным играм В. В. Воскобовича.
Изучив материал по развитию логики и формирование представлений о геометрии, форме и геометрических фигурах, я определила тему по самообразованию «Авторские игры математического содержания – средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста».
1. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА В. В. ВОСКОБОВИЧА
«НЕТ ЦАРСКОЙ ДОРОГИ К ГЕОМЕТРИИ, А СКАЗОЧНАЯ ЕСТЬ»
Игровая технология интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет «Нет царской дороги к геометрии, а сказочная есть» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
Методика представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игр Воскобовича.
Методика решает следующие задачи:
Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал.
Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.
Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Развивающие игры В. В. Воскобовича имеют ряд особенностей.
1. Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
2. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает геометрические понятия или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
3. Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»
К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового Леса. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Например, «Волшебная восьмерка» - это арена Цифроцирка. «Чудо – соты» - это Чудо- острова, Пчелка Жужжа и её друзья, «Геоконт» - Чудесная Поляна Золотых Плодов, Малыш Гео, Ворон Метр и Паук Юкк. Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные приключения, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.
Сказки решают следующие задачи:
1. Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.
2. Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.
3. Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через практическую деятельность.
4. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
5. Развивать гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.
Содержание сказок способствует становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы и их свойства, определять сходство и различие, видеть различные образы в знакомых предметах. Дети активно сравнивают различные изображения по составляющим их частям, анализируют фигуры по форме и другим признакам и выбирают необходимые. Преодоление ребенком препятствий от лица персонажа в игровом сюжете и получение результата на фоне чувства радости и удовлетворения способствует развитию волевой регуляции.
Методика «Сказки Фиолетового леса» или «Малыш Гео, Ворон Метр и я дядя Слава или сказка об удивительном Геоконте» разработана с учетом принципа интеграции, обозначенного в ФГОС ДО и направлена на освоение детьми задач всех образовательных областей. Совместную игровую деятельность можно проводить в удобное для педагога время : в утренний отрезок времени – как вариант образовательных развивающих ситуаций на игровой основе –или в вечерний отрезок времени – как совместную игровую деятельность детей и взрослых.
Методика «Сказки Фиолетового леса» и «Малыш Гео, Ворон Метр и я дядя Слава или сказка об удивительном Геоконте» не копирует методические разработки, изложенные в инструкциях к развивающим играм Воскобовича, а предлагают максимально возможное и эффективное использование этих игр в жизнедеятельности детей в детском саду.
Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста, в основном на геометрическом материале, являются основными задачами методики ««Нет царской дороги к геометрии, сказочная есть» и дополняющей её методики «Сказки Фиолетового леса»и «Малыш Гео, Ворон Метр и я дядя Слава или сказка об удивительном Геоконте», поэтому подходят для реализации с любой примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Целью данной технологии является интеллектуально – творческое развитие дошкольников. Однако, в процессе реализации игровой технологии, педагоги – практики диагностировали положительную динамику в развитии не только творческих и интеллектуальных способностей, но и развития психических процессов, особенно мышления.
2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Мной была разработана система работы с пособиями умных игр В. В. Воскобовича.
В самостоятельной игровой деятельности – наличие наборов пособий в предметно-развивающей среде группы (математический центр)
В совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование с помощью геометрического конструктора Геоконт, моделирование)
В организованной образовательной деятельности.
На основе этого были разработаны методы и приемы:
Игровые;
Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей)
Индивидуальная работа с геометрическим конструктором Геоконт.
Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело;
(демонстрационный, раздаточный материал);
Интеллектуальное сотрудничество;
Не травмирующая оценка.
Разработаны задачи:
Развивать :
Творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию
Пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д)
Логическое мышление, внимание, память
Помочь овладеть геометрическими понятиями
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Разработала систему определения эффективности работы:
Диагностика компетентности дошкольников будет определена, используя диагностику, разработанная В. В. Воскобовичем.
За единицу измерения взята самостоятельность- как интегральное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности.
Разработала на основе этого оценку уровней:
Высокий уровень – самостоятельно выполняют задания, добиваются результата;
Средний уровень – дети понимают инструкцию и готовы выполнить задание, прибегая к помощи взрослого;
Низкий уровень – понимает смысл предлагаемого задания, но отказывается его выполнить (не проявляет интереса, не уверен в достижении результата)
Педагогический процесс обучения детей с авторскими играми я конструирую следующим образом:
во-первых, вне занятий, размещаю геометрические конструкторы Геоконт, фиолетовый лес с его героями в предметно-развивающей среде, в математическом центре;
во-вторых, организую совместную и самостоятельную игровую деятельность, например: конструирование на геометрическом конструкторе Геоконт по заданию или моделирование по схемам, рисункам;
в-третьих, на занятиях (комплексных, интегрированных с использованием ИКТ, обеспечивающих наглядность, доступность, системность, смену видов деятельности.
Для работы со старшими дошкольниками я выбрала, представленную В. В. Воскобовичем методическую сказку на тему: «Нет царской дороги к геометрии, а сказочная - есть» В данном пособии представлен цикл историй под названием «Легенды Фиолетового Леса». Структура образовательной методики В. В. Воскобовича использование авторских дидактических игр в педагогическом процессе соответствует педагогической технологии подачи учебного материала программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой.
Сначала дети знакомятся с циклом сказок к игре «Геоконт», которые открывают цикл историй под названием «Легенды Фиолетового Леса». Дети слушают ее занимательный сюжет, играют с разноцветными паутинками и параллельно осваивают строение геометрических фигур, углов, знакомятся с понятием «отрезок», «луч», «прямая» и др.
С помощью игры «Геоконт» происходит развитие умений наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщения и интерпретировать их. Все геометрические представления формируются на основе образного видения, что отвечает особенностям мышления ребенка, дает живую пищу для его ума.
Кроме того, в игре развиваются конструктивные умения, происходит тренировка тонких движений пальцев, что по мнению физиологов, стимулирует развитие речи и интеллекта детей. Дидактические игры В. В. Воскобовича применяю в совместной и самостоятельной деятельности, которые предшествуют занятиям по математике, развитию речи, предметному миру, конструированию. Для закрепления знаний детей использую в своей работе различные наглядные средств, с использованием ИКТ: сказки, занимательные вопросы, конструирование, моделирование. игра «Уголки», игра «Фигуры», игра «Геометрический диктант», мультимедийное оборудование, экран (телевизор, презентация, подушки напольные, большой демонстрационный геоконт, малые геоконты, дощечки с гвоздиками, резинки, карандаши, листы бумаги в клеточку, листы бумаги А4, цветные карандаши, листы с заданием, герои сказки на экране.
Прежде чем начать работу с детьми, устанавливаю, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Ориентируюсь на примерный уровень развития ребенка, предлагаю ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предлагаю более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Диагностирую каждого ребенка, получаю ясную картину уровня мыслительных умений детей.
Это дает возможность организовывать занятия, игры и т. п. с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляются с заданием определенной ступени - ему предлагаю игры и упражнения следующей группы сложности. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Представления, которые ребенок получит, оказавшись в центре событий методической сказки, помогут ему успешно овладеть геометрией в школе.
В нашей группе детского сада создан математический уголок, где выкладываются занимательные игры, занимательные герои 17 сказок связанных с Фиолетовым Лесом, лабиринты и др., что привлекает внимание детей и вызывает желание действовать.
Для проведения игр и упражнений дополнительно готовлю вспомогательный материал : Мальчик ГЕО, Фиолетовый Лес, Чудесная полянка, Владыка Луч, сказочных персонажей (Красный зверь, Желтая птица, большое дерево, Лодочка, Голубая рыба, подушечки, разноцветные резинки, геометрический конструктор Геоконт и пр. Упражнения детей с использованием дидактического материала обеспечивают усвоение ими основных практических действий, умение применять их в сходных и иных условиях. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.
Для педагогов нашего города я провела открытый показ образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию на тему «Тайна пяти ключей» с использованием сказочной игры «Тайны Фиолетового леса».
Игры и упражнения с развивающими играми В. В. Воскобовича предлагаю детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома.
Родители (законные представители) моих воспитанников являются активными участниками педагогического процесса. Для них я провела:
мастер-классы на тему «Геометрический конструктор «Геоконт» и «Развивающие игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»
день открытых дверей на тему: «Развивающая математика М. Фидлер»
консультации на тему: «В мире умных игр», «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».
Работа по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича подтолкнула меня к разработке своих авторских сценариев различных образовательных занятий; игровых упражнений, драматизаций «Легенд Фиолетового Леса» Мною разработаны игры, конспекты занятий с детьми, презентации по данной теме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе системной работы были получены следующие результаты и выявлены проблемы в работе:
Из 25 обследованных детей подготовительной группы:
1. По оценке уровня технологической компетентности:
Высокий уровень имеют: 40 % - 10 детей
Средний уровень имеют : 60 % - 15 детей
2. По оценке уровня информационной компетентности:
Высокий уровень имеют: 44 % - 11 детей
Средний уровень имеют : 56 % - 14 детей
3. По оценке уровня социально коммуникативной компетентности:
Высокий уровень имеют: 52 % - 13 детей
Средний уровень имеют : 48 % - 12 детей
При формировании технологической компетентности: дети с некоторыми затруднениями применяли свои знания в новой ситуации, а также затруднялись в умении планировать этапы своей деятельности;
Показатели же информационной и социально-коммуникативной компетентностей достигли высоких результатов благодаря тому, что при использовании развивающих игр В. В. Воскобовича широко применяется работа с дидактическими играми (математический конструктор Геоконт, математический диктант и сказки «Легенд Фиолетового Леса», карточки-символы, а также коллективные формы работы, тем самым формируя соответствующие компетентности.
Дети стали более любознательными, интеллектуально развитыми стали проявлять активный интерес к развивающим играм В. В. Воскобовича. самостоятельно решают с помощью схем-картинок геометрического конструктора геометрические задачи, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх.
80% детей 5-7 лет ориентируются в назывании геометрических понятий: фигура, угол, луч, отрезок, прямая и т. д. и различении цвета;
90% детей 5-7 лет правильно называют и строят на Геоконте геометрические фигуры; углы всех видов, отрезки, лучи, прямые.
Таким образом, можно сделать вывод, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Венгер Л. А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1985. - 96 с.
2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/ Л. Д. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2011. – 64 с.
3. Михайлова З. А., Носова Е. А., А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец: Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб. : «Детство- Пресс», 2008.
4. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996.
5. Харько Т. Г. Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». С-Пб., Детство-Пресс 2013.
6. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. игровая технология интеллектуально- творческого развития детей 3-7 лет. С-Пб., 2007.
7. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996.