Приложение МААМ

Описание опыта работы по формированию нестандартного мышления и развитие творческой деятельности детей посредством ТРИЗ

Валентина Алексеевна Куприянова
Описание опыта работы по формированию нестандартного мышления и развитие творческой деятельности детей посредством ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Следует подробно изложить как поэтапно проводилась опытно – экспериментальная работа по применению ТРИЗ – технологии с детьми старшего дошкольного возраста в практике дошкольной образовательной организации.

Цель исследования – оценка уровня формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательно - речевых способностей, навыков работы с проблемами; развитие устойчивого интереса к познавательно-творческой деятельности посредством методов и приемов технологии ТРИЗ.

Публикация «Описание опыта работы по формированию нестандартного мышления и развитие творческой деятельности детей посредством ТРИЗ» размещена в разделах

Объект исследования - дети старшей группы МБДОУ «Детский сад № 51 «Теремок» г. Энгельса.

Предмет исследования - развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ путем применения методов и приемов ТРИЗ – технологии в процессе непрерывно образовательной деятельности в форме развивающих игр, проблемных ситуации, а также в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности с воспитанниками.

Этапы исследования:

1. провести диагностическое обследование дошкольников по освоению методического комплекса «Я познаю мир», разработанного Сидорчук Т. А. ;

2. произвести подсчет результатов;

3. проанализировать полученные данные педагогической диагностики, определиться с дальнейшими планами по улучшению результатов освоения Программы.

Количество обследованных – 25 человек. В обследовании принимали участие дети старшей группы (5 – 6 лет) МБДОУ «Детский сад № 51 «Теремок» ЭМР Саратовской области.

Гипотеза исследования – на развитие творческих способностей дошкольников посредством методов и приемов ТРИЗ технологии влияет целенаправленный педагогический поиск.

Методика исследования: методический комплекс «Я познаю мир» Сидорчук Т. А.

Знакомство с данной педагогической технологией проходило постепенно, с учетов возрастных особенностей детей. Основы технологии ТРИЗ начинают закладываться в младшем дошкольном возрасте (с 3 лет). Идет постепенное знакомство детей с анализаторами, именами признаков, вопросами, преобразователями, моделями. В обследовании принимали участие дети старшей группы ДОО, которые начинали знакомится с ТРИЗ с 3 – х лет. Период обучения основам ТРИЗ у них составил 2 года, после того как они перешли в старшую группу. В старшем дошкольном возрасте методика работы по ТРИЗ остается той же, что и на началом этапе, но лишь расширяется круг рассматриваемых вопросов. Так, в старшем дошкольном возрасте дети уже знакомы со всеми анализаторами, знают все 13 имен признаков, дошкольники могут задать 3 вопроса из 7: восполняющий, каузальный, описательный, дети могут свободно пользоваться да – нет классификацией, играют самостоятельно с кругами Луллия, освоили системный лифт. После двух лет обучения ТРИЗ дети с каждым этапом дошкольного детства дополняют свои знания новыми элементами данной технологии. В Программе подробно расписаны темы и цели, которые дошкольники должны изучить еще за 2 года обучения.

Итак, когда дети переходят в старшую группу, то первый блок тем по ТРИЗ технологии посвящен умению формулировать противоречия при небольшой помощи воспитателя и приемам их разрешения. Педагог создает проблемную ситуацию, а ребенок ищет пути решения этой ситуации. Воспитатель не раскрывает перед детьми истину, а наводящими вопросами помогает детям самостоятельно найти правильный ответ. В результате поиска дети творчески мыслят, находя нестандартные пути решения. Дети учатся рассуждать. Воспитатель постоянно побуждает детей задавать вопросы, но если дети не способны задать вопрос самостоятельно, тогда педагог указывает на противоречие. Теме «Противоречия» отводится 8 занятий (сентябрь - октябрь, последнее из которых обобщающее. Это занятие позволяет педагогу сделать выводы по уровню освоения данного материала. Полученные данные в ходе этого занятия в дальнейшем заносятся в маршрутные листы и обрабатываются. По мере пополнения данных после каждого блока тем и строится педагогическая диагностика в целом по курсу Программа за полугодие.

В ноябре проводились занятия по подсистемам. Вначале знакомила детей с понятием «Подсистема», а на последующих занятиях дети на практике разбирали объекты на подсистемы. Педагог обязательно на примере показывал как определять подсистемы объектов. А только после этого дети пробовали определить подсистемы самостоятельно. Рассматривались подсистемы человека и подсистемы предметов. Для этого было создано наглядное пособие, которое представляет собой два экрана, куда можно вставить карточки. Одно окно – система (сам объект, второе, под ним – подсистема (части данного объекта). В последующем из этого пособия создается системный лифт (три экрана, пятиэкранка и девятиэкранка для системного оператора (пяти и девять экранов соответственно). Детям предлагался объект, который находился в центре пособия, а подсистемы этого объекта располагались под ним. Дети способом рассуждения, при помощи вопросов и да – нет классификации пытались определить подсистемы данного объекта. Так, например, за объект рассмотрения брался стул и предлагалось определить его подсистему. Этой подсистемой могли стать части этого стула, а дети должны были определить и назвать их. На следующим занятиях предлагалось рассмотреть заданные объекты, это чайник и машина. В ходе рассуждения дети называли объекты и их части, а после самостоятельно пытались правильно расположить карточки на дидактическом пособии. Теме «Подсистемы» было посвящено 4 занятия, последнее из которых стало обобщающим. Итогом этого занятия для дошкольников стало повторение пройденного материала в ходе дидактических игр, а педагог смог получить данные для заполнения маршрутных листов и анализа уровня освоения пройденного материала Программы.

Следующий блок тем Программы был посвящен методике ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы, в ходе которого планировалось познакомить детей с методом «Моделирования маленькими человечками» и научить детей схематичному изображению протекания этих процессов в природе. На первом этапе предполагалась предшествующая работа, в ходе которой педагог должен был дать представление детям о строении вещества. После проведенной работы педагог посвящал одно занятие каждому из свойств веществ. Так, на первом занятии представлялись «твердые человечки». Детям рассказывалось, что любое вещество состоит молекул (для удобства заменяет это слово словосочетанием «Маленькие человечки», которые там живут. Они выполняют определенные действия. Одни быстро бегают, другие – плотно стоят друг к другу, третьи – передвигаются свободно. А чтобы дети лучше усвоили материал на практике им для наглядности педагог предлагал постучать по столу, после чего спрашивал, что они почувствовали. Дети отвечали, что стол твердый. И педагог предлагал всем стать такими же твердыми как стол, для этого дети вставали и брались за руки. И тогда воспитатель говорил, что здесь живут «твердые человечки», они стоят рядом друг с другом и дружно держаться за руки, не сходят с места и не меняют форму и называют их «человечками твердого вещества», потому что дерево твердое. Так практическим путем была построена модель стола. После чего воспитатель показывал детям модель – символ с изображением человечков твердого вещества (см. Приложение 4). Этой схематичной моделью – символом теперь следовало обозначать все твердые вещества. Педагогом вводилось новое понятие «Моделирование маленькими человечками» (ММЧ). На втором занятие рассматривались «человечки жидкого вещества» и предлагалась модель – символ с изображением этих человечков (см. Приложение 5, а также рассказывалась история о том, что в жидких веществах тоже живут человечки, они стоят на месте, но держаться за руки не так крепко, как человечки твердого вещества и могут изменять форму. Для наглядности приносили сосуд с водой и демонстрировался процесс изменения формы воды, когда ее переливали из емкости в емкость. Детям предлагалось построить модель воды, встав рядом друг с другом, но не держась за руки. После этого дети самостоятельно должны были найти «человечков жидкого вещества» в группе и назвать. На третьем занятии, аналогично двум первым, проходило знакомство с «человечками газообразного вещества» и также демонстрировать модель – символ, при помощи которой схематично планировалось изображать газообразное состояние веществ (см. Приложение 6). Педагог повествовал о том, что «твердые и жидкие человечки» - дружные ребята, но существуют еще одно человечки – человечки газа. Они не хотят дружить друг с другом и разбегаются в разные стороны друг от друга, они двигаются свободно, они не стоят на месте, но они могут изменять форму. На практическом примере детям показывалось, что такое человечки газа. Для этого проводилась опытно – экспериментальная деятельность, в ходе которой пустая бутылка погружалась в воду, а дети наблюдали как из горлышка бежали пузырьки воздуха, которыми и были человечки газа. Детям объяснялось, что воздух – это газ. Затем дети совместно с воспитателем строили модель воздуха. Для этого им было предложено разойтись в разные стороны группы и свободно передвигаться.

Для изучения такой сложной темы как «Метод моделирования маленькими человечками» был посвящен целый месяц (декабрь). Итогом проделанной работы стало игровая образовательная ситуация по познавательной деятельности на неделе педагогического мастерства среди педагогов нашего учреждения. Цель данной опытно – экспериментальной деятельности заключалась в том, чтобы обобщить знания детей о методе ММЧ, а также расширить знания детей о свойствах воды и процессе перехода ее из одного состояния в другое (см. Приложение 7).

Программа курса обучения ТРИЗ в старшей группе ДОО предполагает проведения педагогической диагностики с целью проверки у детей уровня освоения методического комплекса «Я познаю мир». В группе старшего дошкольного возраста обследование детей проводилось в январе. Полученные результаты в ходе педагогического наблюдения фиксировались в маршрутных листах для работы с детьми данной возрастной группы, а полученные данные по группе в целом в сводных картах для определения результатов.

Итоги диагностики (средние данные по показателям) :

Навыки сформированы – 7 детей (39 %)

Навыки сформированы частично – 10 детей (48 %)

Навыки не сформированы – 3 ребенка (13 %)

Таким образом, по данным проведенной работы, можно отметить, что освоение программного материала методического комплекса «Я познаю мир» детьми данной группы на данный период времени показали в основном средний уровень: процент сформированных навыков составил 39 %, частично сформированных навыков у детей до 48%, количество детей с низкими показателями развития лишь 13%, что хорошо отражается на показателях по группе в целом.

Следующее полугодие учебного года начиналось с рассмотрения блока тем, посвященных функциям подсистем и надсистем, а также знакомству с «Системным лифтом». Цель этих занятий – систематизировать представления детей об объектах и их составных частях; познакомить с моделью анализа объекта «Системный лифт» и обучить детей использованию его на практических занятиях. Эти темы рассматривались в ходе 8 занятий в течении двух месяцем – январь – февраль. Работа начиналась с определения понятий «Функция подсистемы и функция надсистемы объекта». Педагог объяснял, что у любого объекта есть подсистемы и надсистемы, которые выполняют определенные функции. Функция надсистемы – это частью чего является объект, а функция подсистемы – это составные части объекта. По степени изучения с дошкольниками надсистем и подсистемы объектов на занятиях в начале учебного года педагогом группы было разработано дидактическое игровое наглядное пособие, которое и взяли за основу «Системного лифта». Детям объяснялись правила поведения в лифте. Если лифт двигается вверх, то следовало определить надсистему объекта, если вниз – подсистему. Для пособия была создана картотека тематических картинок на разные темы «Растения», «Животные», «Одежда», «Обувь», «Фрукты», «Игрушки», «Посуда», «Транспорт» и многое другое. Так, на одном из занятий брался объект дом. Карточка с изображением дома помещалась в центре системного лифта. После чего с детьми обсуждалось назначение дома, его функции и выделялись составные части объекта. Только после обсуждения детям предлагалось определить самостоятельно надсистему и подсистему объекта и разместить карточки соответственно правилам работы с системным лифтом. На обобщающем занятии по подсистемам объекта дошкольникам раздавался набор картинок, а они самостоятельно размещали их на пособии. Это игровая ситуация отражалась педагогом в маршрутных листах диагностики ТРИЗ. В продолжении изучения темы «системного лифта» стала тема «Системный оператор» и объяснения детям правил работы с моделью «Пятиэкранка». Системный оператор это расширенная форма системного лифта. Если системный лифт – это три экрана, то системный оператор – это пять экранов. В разработанном наглядном дидактическом пособии добавилось будущее и прошлое объектов (см. Приложение 9). Для этого с детьми проводились беседы, на которых объяснялось, что любой объект чем – то был в прошлом и чем – то стал в будущем. Следовало передвигаться в лифте по – новому: если двигаться влево, то можно определить прошлое объекта, если вправо – будущее. Рассмотрению предлагались те же картин. На тематической неделе, посвященной сказкам, выпала возможность детям продемонстрировать системный анализ объекта. Так, вниманию детей и педагогов параллельной группы нашего учреждения было представлено дидактическое пособие и дидактическая игра «Системный оператор». Объект, который подлежал анализу была книга. Итак, ребенок в центр пособия помещал карточку с изображением книги, далее следовало определить надсистему объекта, им стала библиотека, затем подсистему объекта, им стали листы книги, обложка, далее – прошлое объекта, им стало дерево, и последнее – будущее объекта, им стало мусорное ведро, свалка. В данной игровой ситуации принимало участие 4 ребенка. По мере определения каждой из составных частей оператора один ребенок ставил одну карточку.

Теме «Системный оператор» отводилось 6 занятий, которые проходили в течении двух месяцев (март – апрель). Результатом проделанной работы стало заполнения маршрутных карт индивидуального развития детей по методике Сидорчук Т. А.

Особую трудность составили занятия по анализу сказок по «системному оператору», целью которых было формирование у детей умения системно анализировать сказку. Для образца системного анализа бралась сказка «Репка», которая рассказывалась детям младшей группы. Педагог напомнил детям о всех составляющих системного оператора, на основе которого будет анализироваться сказка. Итак, Детям предлагалось вспомнить сюжет сказки. В этом поможет пятиэкранка. В центр пособия ребенок помещал картинку с изображением репки и начинал рассуждение: посадил дед репку. Лифт начинал движение влево – определяли чем был объект в прошлом – семечко. Выросла она большая. Определяли надсистему объекта – огород. Но дед решил вытащить репку. Далее передвигали картинку вниз – определяли подсистему объекта – его составные части – листья, корень. Затем лифт перемещался вправо – чем станет объект – каша, пирог, варенье. Вот таким образом можно системно было проанализировать любую сказку для младших дошкольников. Для примера рассматривались такие сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» (см. Приложение 10).

Изучив с дошкольниками весь запланированный материал Программы, в конце учебного года была проведена итоговая педагогическая диагностика на основании анализа результатов уровня освоения комплекса «Я познаю мир» Сидорчук Т. А. по блокам тем. Данные были занесены в сводные таблицы для сравнения и анализа результатов, а также дальнейшей корректировки планирования образовательной деятельности и индивидуальных карт развития дошкольников.

Критерии оценивания:

От 0 до 35% - навыки у детей не сформированы;

От 36 до 71% - навыки у детей сформированы частично;

От 72 до 100 % - навыки у детей сформированы

Итоги педагогического обследования степени усвоения методического комплекса «Я познаю мир» по показателям развития воспитанниками представлены в таблице 3.

Итоги диагностики (средние данные по показателям) :

Навыки сформированы – 7 детей (31 %)

Навыки сформированы частично – 17 детей (68 %)

Навыки не сформированы – 1 ребенок (1 %)

Таким образом, по данным проведенной работы, можно отметить, что освоение программного материала методического комплекса «Я познаю мир» детьми данной группы в конце учебного года остается на среднем уровне – 64% : увеличился процент сформированных навыков у детей (с 29% до 39%) и уменьшился процент частично сформированных навыков у детей (с 68% до 48%) по сравнению с предыдущей диагностикой, уменьшилось количество детей с низкими показателями развития.

Из данных таблицы по соотношению показателей по результатам апробации методического комплекта «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук» видно, что средний уровень усвоения данного методического комплекса находится на выше среднего уровня и составляет 64%, это немного больше, чем в прошедшем полугодии - 54%. Можно сделать вывод, что на конец учебного года уровень усвоения данного комплекса повысился на 10%. Показатели сформированных навыков у детей возросли, уменьшился показатель несформированных навыков, таким образом дети освоили данный комплекс на среднем уровне: высокий процент по показателю «Анализаторы» составил 70%, чуть меньше - «Вопросы» - 66%, выше среднего – «Имя признака» - 64%, «Преобразователи» - 62% и «Модели» - 59%.

По итогам первого года обучения в рамках разработанной Программы педагогами группы были составлены дальнейшие планы по реализации образовательной развивающей технологии в рамках методического комплекта «Я познаю мир» Сидорчук Т. А. : формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно – речевых способностей, навыков работы с проблемами; развитие устойчивого интереса к познавательно-творческой деятельности; продолжить образовательную работу по освоению и применению алгоритмов творческой деятельности, при создании условий для осознания способов решения проблем; способствовать развитию способности к экспериментированию; развитию речи; формирование системного мышления; освоение технологии проектной деятельности; продолжить реализовывать технологию в процессе непрерывно образовательной деятельности в форме развивающих игр, проблемных ситуации и др., также в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности с воспитанниками.

По итогам двух лет апробации методики «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук в рамках ТРИЗ – педагогики можно констатировать тот факт, что планы педагогов по реализации образовательной развивающей технологии выполнены на высоком уровне; у детей старшего дошкольного возраста сформированы познавательно – речевые способности, дошкольники приобрели навыки работы с проблемами; у детей развит устойчивый интерес к познавательно-творческой деятельности; умение применять алгоритмы творческой деятельности, при создании условий для осознания способов решения проблем; развита способность к экспериментированию и развитию речи; сформировано системное мышление; освоена технология проектной деятельности; дети способны реализовать технологию в процессе непрерывно образовательной деятельности в форме развивающих игр, проблемных ситуации, а также в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности.

Публикации по теме:

Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы)Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы) «Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники» (из опыта работы воспитателя Муниципального дошкольного образовательного.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы» Из опыта работы воспитателя МКДОУ «Детский сад № 17» Астафьевой Татьяны Сергеевны Тема: «Развитие речи детей посредством чтения художественной.

Описание опыта работы по теме «Развитие речи у детей 2–3 лет»Описание опыта работы по теме «Развитие речи у детей 2–3 лет» Речь является одним из главных средств общения людей. Известно, что интеллектуальное развития ребёнка зависит от его уровня развития речи.

Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» В настоящее время проблемы, связанные.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи дошкольников посредством мелкой моторики через разные виды деятельности (из опыта работы) Учёными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Презентация опыта работы «Развитие творческой инициативы дошкольников посредством театрализованной деятельности» Развитие творческой инициативы дошкольников посредством театрализованной деятельности. Инициативная личность развивается в деятельности.

Сообщение из опыта работы «Развитие речевого творчества дошкольников посредством дидактических игр» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №40 «Берёзка» Сообщение из опыта работы. «Развитие.

Умственное развитие детей посредством развития мышления Формируя процесс умственного развития, важно выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности: - процесс сравнения; - умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы по формированию нестандартного мышления и развитие творческой деятельности детей посредством ТРИЗ
Опубликовано: 27 июня 2018 в 20:06
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта работы по формированию нестандартного мышления и развитие творческой деятельности детей посредством ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Алексеевна Куприянова (УИ 529364) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД