Инна Масленникова
Описание опыта работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности».
Дети от природы наделены яркими способностями и нужно, как можно раньше, создать максимально благоприятные условия для их развития. Участвуя в театральных представлениях, они знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Публикация «Описание опыта работы „Развитие речи детей посредством театральной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Театр развивает речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, зазнайства, равнодушия, заботливое отношение друг к другу и т. д.).
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста
Задачи:
• развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
• обогащение словаря детей, активизация его;
• совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
• способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила программы по речевому развитию через театрализованную деятельность дошкольного образовательного учреждения, изучила интернет ресурсы, методический материал. Одновременно с педагогическим наблюдением за речевым развитием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.
На втором этапе работала по плану углубленной работы, реализуя Рабочую программу кружка, реализовывала работу с родителями воспитанников. Осуществляя педагогическое наблюдение за индивидуальным развитием детей по речевому развитию через театрализацию.
На 3 Этап. Заключительный (май 2019 год) подведение итогов работы по теме развития речи детей через театрализованную деятельность.
Основные направления моей работы по развития речи детей через театрализованные игры состоят в постепенном переходе ребенка:
- от наблюдения театрализованной игры взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
- от действий с отдельными театральными игрушками к разыгрыванию действий по содержанию сказки.
В группе были созданы необходимые условия для театральной деятельности детей. Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра :
1. Конусный театр
2. Настольный театр
3. Коробковый театр
4. Театр на фланелеграфе
5. Теневой театр
6. Варежковый театр
7. Перчаточный театр
8. Пальчиковый театр
9. Театр на стаканчиках
10. Театр би-ба-бо
11. Вязаный
12. Ложковый театр
В своей работе использовала специфические приемы в процессе развития речи :
Методы работы
• метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
• метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
• метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
В процессе театрализованных игр :
1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
7. Происходит коррекция поведения.
8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
В своей работе по данной теме мной был реализован проект «Мы играем в театр», целью которого является Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрально - игровую деятельность.
По результату педагогического наблюдения выявлено, что знакомясь с художественной литературой, дети научились проявлять интерес на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражание движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово)
использованию средств художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Овладели артистическими навыками в плане переживания и воплощения образа,
Имеют начальное представление о различных видах театров : использование в театральной деятельности детей разных видов театра.
В своей работе с родителями я применяла разнообразные формы работы от традиционных консультаций до таких новых форм работы, как мастер-классы по изготовлению театральных игрушек своими руками, информационно-практического материала для родителей с подбором речевого и наглядного материала для домашнего применения. Родители приняли активное сотрудничество по пополнению уголка театрализации в группе.
Вывод: Новизна моего опыта заключается в том, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).