Руслана Громова
Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1 «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности»
2 Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками.
Публикация «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важные черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет представления о мире.
Самое лучшее открытие –
то, которое ребёнок делает сам.
философ Ральф У. Эмерсон,
фото исследователи
3 В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
ФГОС ДО
Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является ребенок, который проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близкох и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, эксперементировать.
ФГОС ДО
Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является ребенок, который проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близкох и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, эксперементировать.
4 Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира, Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект.
5 Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. «Это всякий испытал на себе. Кому не приходило в голову в детстве, отчего дождь идет, отчего трава растет, отчего иногда месяц бывает полный, а иногда видна одна закраинка его, отчего рыба в воде может жить, а кошка не может?.»
Корней Чуковский «от 2 до 5»
6 Перед собой я поставила следующую цель:
создание условий для развития познавательного интереса у детей среднего возраста, используя опытно-исследовательскую деятельность при ознакомлении с окружающим миром.
7 Перед собой я поставила следующие задачи:
1- Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечивать безопасность детей в ходе экспериментальной деятельности.
2- Способствовать развитию наблюдательности детей - необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения ребенка, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности, не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и среде обитания.
3- Поддерживать самостоятельный поиск проблемы и выдвижение гипотезы, а также поиски пути решения проблемы в ходе исследования, способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, сравнение, обобщение, классификация) Задачи:
1- Создать условия для удовлетворения любознательности детей;
2- Способствовать развитию наблюдательности детей - необходимого условия исследовательской деятельности;
3- Поддерживать самостоятельный поиск проблемы и выдвижение гипотезы, а также поиски пути решения проблемы в ходе исследования, способствовать развитию мыслительных способностей.
8 Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что у них наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Объединяя игру с экспериментированием, получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным. Самое главное – заинтересовать каждого ребёнка, пробудить его творческую активность.
Дети очень любят экспериментировать. Объединяя игру с экспериментированием, получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным.
(Фото)
9 Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словестном рассказе об увиденном. Общаясь в процессе деятельности, у детей развивается диалогическая речь, умение четко выразить свою мысль, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признать правду товарища. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда идет непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности пробуждает к творческой активности детей. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы.
10 Опытно - исследовательская деятельность как основная может интегрироваться с другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:
- чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;
Опытно - исследовательская деятельность как основная может интегрироваться с другими видами деятельности :
- чтение небольшого художественного произведения
11 - познавательно - исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);
Ведь чем глубже ребенок изучает объект в процессе ознакомления в природе, тем точнее он передаст его детали во время изображения. продуктивная деятельность, такая как рисование, аппликация, конструирование, лепка
12 - познавательно - исследовательская деятельность, затем сюжетная игра. сюжетная игра.
13 - Экспериментирование в лаборатории так же стараемся связывать с наблюдением на прогулке. наблюдением на прогулке
14 Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». «Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
15 Для того чтобы у ребенка возникло желание что-либо познавать, необходимо создавать в группе определенную предметно-развивающую среду.
Поэтому в группе была оборудована мини-лаборатория, в которой находятся материалы для ознакомления с их свойствами, различное оборудование и приборы для проведения исследований. (фото)
Основное оборудование лаборатории:
• приборы – «помощники» : лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма ;
• природный материал: камешки, песок, ракушки, птичьи перья, кора и листья деревьев, и т. д. ;
• утилизированный материал: меха, ткани, пробки;
• красители: гуашь, акварельные краски;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, греча, резиновые перчатки, тарелки, ложки, фасоль.
Дополнительное оборудование:, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, стаканчики разных объемов и др.
Для того чтобы у ребенка возникло желание что-либо познавать, необходимо создавать в группе определенную предметно-развивающую среду.
16 Из всего изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности. Таким образом – экспериментирование, как специально организационная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира и развитие его интеллектуальных способностей
17 Спасибо за внимание!