Наталья Самарина
Описание опыта работы «Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей»
(2 часть)
Особенности использования природного материала в работах.
Мир природы таинственен, необыкновенно красив и неповторим. Создавая оригинальные поделки из природного материала, дети прикасаются к её сокровенным тайнам, развивая при этом пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер, свои творческие способности и художественное воображение, учатся бережно относиться к дарам природы, чувствовать и понимать особенности самого материала, замечать разнообразие красок, форм и фактуры. Задача воспитателя — воспитывать в детях умение видеть и ценить бесконечную красоту жизни, помочь ребятам овладеть мастерством предметного воплощения воображаемых художественных образов.
Публикация «Описание опыта работы „Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Природный материал: что собирать и как хранить.
Материал, как правило, собирается летним или осенним днём в парке, саду, лесу, на дачном участке, в поле — во время семейного отдыха, приятных прогулок или увлекательных экскурсий. Стоит помнить, что фактура и форма недозрелых ягод и семян при высыхании видоизменяется.
• Продолговатые по форме шишки ели, крупные по размеру плоды сосны или кедра — прекрасный материал для туловища человечка или животного. Чтобы сохранить нераскрытую форму, шишку необходимо смазать клеем или лаком и высушить в перевёрнутом виде. Собранные в сухую погоду или высушенные в тёплом месте шишки имеют «пушистую» форму с раскрывшимися чешуйками.
• Хвойные иголки — собирать можно круглый год, для конструирования игрушек лучше использовать зелёную хвою.
• Ветки, корешки — детская фантазия и смекалка помогут увидеть в изогнутых линиях элементы мебели, фигуру гимнаста, образ осьминога и т. д.
• Сухие листья — интересное и красочное декоративное дополнение, которое может превратиться в лепестки волшебного цветка, крылья сказочной птицы или яркой бабочки, стать парусом корабля, украсить красивыми плавниками рыбок в аквариуме.
• Початки и листья кукурузы — практичный материал для изготовления объёмных фигур, а мягкие, пластичные листья пригодятся для различного рода дополнений (ленточки, бантики, поясочки, платья).
• Скорлупа яиц — незаменимый материал для изготовления объёмных поделок. Чтобы сохранить целой яичную скорлупу, в сыром яйце с обеих сторон с помощью иглы проделываются отверстия и выдувается содержимое, затем скорлупу моют и высушивают.
• Скорлупа грецких, лесных, кедровых орехов подойдёт для конструирования ёлочных игрушек, фигурок сказочных человечков, животных, птиц и насекомых.
• Свежие каштаны и жёлуди легко поддаются обработке, для соединения деталей применяется осевое крепление (две детали протыкаются стержнем-палочкой).
Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал можно всегда найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора» приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Т. к. материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определенные требования:
- должен быть безопасен для детей (не токсичным, не вызывать аллергию)
- тщательно промытым и высушенным
- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.).
Работа по изготовлению игрушек из бросового материала – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Сколько вкладывется в нее выдумки и фантазии, сколько терпения и души.
У современных детей сегодня существует богатый выбор различных красочно оформленных игр и игрушек фабричного изготовления. Но, как видно из практики нашей работы, дети очень любят играть с игрушками, созданными своими руками и руками взрослого.
1.2. Методические приемы, стимулирующие творческую активность
В работе с детьми необходимо использовать наиболее эффективные методы и приемы:
1. Создание заинтересованности, игровые приемы.
Живой интерес у детей вызовет занятие, построенное в форме игры, когда педагог от имени героя известной сказки или персонажа любимого мультфильма пригласит их в увлекательное путешествие в страну мастеров или организует экскурсию в волшебный музей поделок, где покажет инструменты и откроет секреты изготовления музейных экспонатов.
Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.
2. Использование художественного слова и музыкального сопровождения.
Воспитатель использует интересные пословицы, загадки и стихотворения о деревьях, цветах, овощах и фруктах, которые развивают воображение и в художественной форме знакомят с материалом.
Загадки о животных
Загадка Ответ
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? Белка
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это… Ёж
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он… Жираф
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. Заяц
Он и стройный, и красивый,
У него густая грива!
Он копытцами — цок-цок!
Покатай меня, дружок! Конь
Глазищи, усищи,
Когтищи, хвостище,
А моется всех чище. Кот
Краса-девица
Петь мастерица.
Живёт на болоте
В зелёном капоте,
Глаза — как плошки:
Берегитесь, мошки! Лягушка
3. Напоминание правил по технике безопасности при работе с инструментами.
4. Обследование материала
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть подготовленный материал, пофантазировать и вообразить, в какой предмет или образ может превратиться камушек, веточка, шишка или скорлупа грецкого ореха, продумать способы обработки, проанализировать приёмы объединения отдельных частей, придумать декоративные детали и оригинальные украшения, предложить композиционные решения.
5. Рассматривание схем последовательности работы.
Первые шаги в ручном труде дети делают по образцу, затем постепенно переходят к выполнению более сложных заданий, конструируя по заданному алгоритму из большего набора деталей и элементов, наконец, создают изделия по собственному творческому замыслу. Конструирование копии поделки по образцу помогает освоить и закрепить технические приёмы работы, осознать и запомнить последовательность действий, стимулирует желание самостоятельно творить и созидать, помогает испытать чувство эмоционального удовлетворения от конечного результата.
6. Показ с объяснением.
• Воспитатель рассказывает об особенностях материала.
• Пробуждает интерес к творческому созданию красивой поделки.
• Вместе с детьми выбирает шишку для туловища сказочного лесного человечка.
• Подбирает материал, из которого можно смастерить голову, ручки, ножки, волосы, устойчивую подставку для фигурки.
• Педагог демонстрирует, какими способами можно соединить детали поделки, как составить ожерелье, нанизывая ягоды на нить.
7. Активизация речи детей, уточняющие вопросы.
8. Динамическая пауза.
9. Практическая деятельность детей.
Дети приступают к самостоятельному созданию поделки под контролем педагога, который следит за соблюдением техники безопасности. Освоив элементарные технические навыки, дети могут приступать к экспериментированию с материалами, самостоятельно планируя этапы работы и выбирая оптимальные приёмы творческой работы.
10. Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.
11. Анализ и самооценка деятельности детьми.
При обучении детей различным способам преобразования материалов, наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ способов работы. На первых занятиях полный показ с подробным объяснением своих действий с предметами, размышляя и рассуждая при детях вслух, тем самым побуждая детей думать вслух, т. е. мастерить и проговаривать свои действия, применяя подходящие при этом пословицы и поговорки.
2. Организация взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников
Большое внимание уделяется работе с родителями. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми показывают своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке.
Нами проводятся мастер-классы для родителей и тематические родительские собрания.
Для реализации ручного труда в нашей группе я создала «Волшебный сундучок», в который мы совместно с детьми и родителями собираем бросовый и природный материал, необходимые инструменты, которые мы используем в работе.
Необходимо рекомендовать родителям обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых, необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу.
Результативность работы с воспитанниками
Систематическая комплексная работа по развитию ручной умелости является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе.
К концу подготовительной группы дети смогут:
1. приобрести устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручного труда;
2. свободно действовать с различными материалами и инструментами;
3. овладеть простейшими навыками работы, приобрести ручную умелость;
4. добиваться результатов в продуктивной деятельности и использовать их в игре и жизни;
5. занимать себя практической деятельностью в свободное время;
6. стремиться расширить свои знания и практические возможности, общаясь со взрослыми, сверстниками, самостоятельно экспериментируя с материалами.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяют детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня наблюдается устойчивый интерес к продуктивной деятельности.
Перспектива в работе :
Однако для создания наиболее оптимальных условий по трудовому воспитанию дошкольников нами намечено:
1. продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды;
2. оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по ручному труду.
Заключение
Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком вместе, на равных, как партнеры, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Дети не бояться действовать с различными материалами и инструментами, они добиваются результатов в продуктивной деятельности, используя их в игре. С большим удовольствием экспериментируют и участвуют в конкурсах различного уровня.
Список литературы
1. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду : Учебно-методическое пособие. М. : ИД «Цветной мир», 2011.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М: 2003, 344с.
3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. - М: Мозайка-Синтез, 2007.
4. Литвинович О. В. Совместная трудовая деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 4. – С. 28–31.
5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. — М. : Издательский центр «Академия», 2002.
6. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада //Дыбина О. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 169с.