Алла Парфенова
Опыт педагогической работы по проблеме «Воспитание духовности на уроках литературы»
Воспитание духовно-нравственных качеств школьников на уроках
литературы
Ведущая идея. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска путей, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции образования и воспитания подрастающего поколения. Поэтому активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями. Каждый урок должен быть направлен на воспитание творческой, активной личности, в которой так нуждается современное общество.
Публикация «Опыт педагогической работы по проблеме „Воспитание духовности на уроках литературы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литература. Уроки литературы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Темочки
Актуальность опыта обусловлена потребностями современного общества. Данный опыт посильно решает проблему преобразования образовательной системы, а именно:
- преподавание литературы как искусства;
- нравственное и эмоциональное воспитание личности на примере героев художественных произведений;
- воспитание толерантности, внимательности к чужому мнению;
- развитие навыков самоконтроля, умения вести диалог с людьми разного возраста, социального положения;
- расширение читательского кругозора, приобретение жизненного опыта на уроках и во внеклассной работе.
Как учитель русского языка и литературы считаю, что в общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, патриотизм, доброта стали дефицитом, духовное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее всего общества.
В новом образовательном стандарте по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы : воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры. Безусловно, духовно-нравственное воспитание – это долгий и кропотливый процесс, но вся система работы над художественным произведением, а также внеклассная работа способствует формированию духовных ценностей учащихся.
Литература всегда была гордостью, совестью народа, ведь для нашей, славянской, психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Замечу, что литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей различных исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются проблемы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и боевых сражений. Но самое главное – в них раскрывается проблема души и духа отдельного человека и народа в целом.
Теоретическая база опыта. Проблема духовности рассматривалась педагогами много лет назад. Об этом свидетельствуют труды педагогов прошлого : Я. А. Каменского, Г. Г. Песталоцци, А. Дистервега, В. А. Сухомлинского. Они единодушно выделили главные факторы, которые влияют на духовное воспитание учащихся : труд, семья, школа, учитель. На современном этапе проблемой духовности занимаются многие ученые, среди которых: А. Майкина, Г. Сагач, Т. Зазюн, С. Соловейчик, И. Зеличенко. В своей работе использую элементы технологии педагогики сотрудничества как отечественной советской школы (Крупская Н. К., Шацкий С. Т., Сухомлинский В. А., Макаренко А. С., классической русской (Ушинский К. Д., Пирогов Н. П., Толстой Л. Н., так и зарубежной (Ж. – Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн, основы гуманно - личностной педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили.
Моя работа над проблемой «Воспитание духовности на уроках русского языка и литературы» основывается на системе современных психолого-педагогических знаний, мониторингов, в которых учтены закономерности и условия психического развития ребенка. По убеждению таких ученых, например, как А. Н. Острогорский, В. О. Стоюнин, важнейшими средствами воспитания гуманизма и патриотизма являются литература и искусство.
В своей работе я также опираюсь на принцип обучающего воспитания, разработанный петербургским учителем Е. Н. Ильиным. В основе него - реализация через осмысление учениками духовно-нравственных понятий и формирование нравственных отношений с окружающими в процессе учебно-познавательной и творческо-аналитической деятельности. Поэтому от пятого к одиннадцатому классу у учащихся углубляется и расширяется объем таких понятий как истина, совесть, смирение, терпение, милосердие, бескорыстие, любовь, сострадание, достоинство и т. п.
Зная, что чтение – своеобразный диалог между читателем и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца, ставлю целью своих уроков воспитание умного читателя, чуткого к мысли писателя, к его слову. В работе широко использую технологию саморазвития. Так как воспитательный потенциал литературы заключается в формировании эмоционального мира человека, в воспитании синхронного и диахронного восприятия действительности, ставлю перед собой задачу дать возможность ребятам расширить границы известных им понятий, обострить читательское восприятие.
Работая над проблемой, исходила из того, что формирование духовности учащихся будет более эффективным, если в процессе преподавания литературы использовать специально разработанные задания, ситуации, которые ставят учеников в условия развития нравственно-эмоциональной особенности.
Основные принципы работы, которые использую на уроке :
- принцип диалогичности, открытости;
- принцип творчества и успеха;
- принцип поиска самостоятельного решения.
Ведущие методы на моих уроках :
- метод духовного контакта;
- метод самоанализа и самооценки;
- метод коллективного поиска.
Инновационный характер опыта заключается в создании системы по раскрытию и развитию навыков самоанализа и творческого потенциала личности ученика на уроках русского языка и литературы, индивидуальная работа с одарёнными детьми.
На основе полученных данных мною были выделены уровни, которые определяли уровень сформированности духовности школьников. Низкий уровень характеризуется отсутствием культуры общения, ученик не стремится к лучшему в жизни, не понимает понятий «добро» и «зло», «прекрасное» и «отвратительное».
Средний уровень указывает на присутствие определенного уровня культуры в ученике, но он стремится только к личной значимости, выгоде и престижу, требует к себе большого внимания и стимулирования его деятельности.
Высокий уровень указывает на высокую познавательную активность, присутствие культуры, знаний моральных, этических норм поведения; действия учащихся направлены на сохранение добра, прекрасного.
В своей работе стремилась выяснить, как сами ученики относятся к использованию на уроках литературы специально созданных ситуаций по развитию духовности. С этой целью проводились индивидуальные беседы, анкетирование, которое включало в себя следующие вопросы: Интересны ли вам уроки, на которых вы рассматриваете ситуации, связанные с моралью? Вы бы хотели, чтобы уроки проводились в форме ролевой игры? Нравятся ли вам уроки-дискуссии, где раскрываются понятия «добро» и «зло»?
Описание опыта. «Уважение учащейся личности, признание ее свободы и самостоятельности должно проникать во весь школьный строй», т. е. стоять на первом плане, а предметы – это только средства (П. Ф. Каптерев). Такой подход позволяет выделить в качестве системообразующих такие внутренние характеристики личности, как духовность и нравственность. Нормы и принципы нравственности получают свое выражение в категориях духовности – идеалах добра и зла. Этот подход и стал основой моей работы.
Главная цель уроков литературы – обеспечить специальное развитие школьников, без которого никогда не произойдет настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой духовности. Именно к литературе как средоточению гармонии и гуманизма обращаемся мы в поисках духовных ориентиров и ценностей, определяющих связи человека с миром.
Сделать увлекательным чтение каждого произведения, дать возможность ребятам расширить границы известных им понятий, обострить читательское восприятие – таковы задачи, которые ставлю перед собой. А активные формы работы, например, литературно-музыкальная гостиная, урок-суд, урок – спектакль, урок-презентация, которые использую на уроке, включают в себя игровые ситуации, ролевые игры, дискуссии, разнообразные задания, раскрывающие перед учениками новые возможности, перспективы по формированию духовности.
В пятом классе, например, на уроке-путешествии по произведениям устного народного творчества проходит обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность. На аукционе мнений ученики высказывают свое мнение о пословицах: «Бог не в силе, а в правде», «Засыпь правду золотом, а она всплывёт», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» и многих других, которые являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию.
По своему настроению, идейной направленности, например, сказка А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» очень близка к русским народным сказкам. Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Через инсценизацию, иллюстрации к понравившимся эпизодам приходим к выводу: истинная красота человека – в сочетании высоких его душевных качеств с внешней красотой. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.
Целью урока в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик - звезда» (новая программа) является создание условий для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира. Приведу пример фрагмента урока :
- Что принесла красота Мальчика-звезды другим людям?
- Внешне он красив, а его поступки? Какие поступки он совершает?
(Другим людям красота Мальчика - звезды тоже принесла зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота. Такая красота притягивает, но не радует. Поступки: швыряет камнями в бедняков и слепых, помыкает детьми и называет их своими слугами, протыкает тростинкой глаза кроту, подрезает крылья коноплянке, убивает мать белочки).
- А что же дети?
- Дети смеялись. Они слушались Мальчика-звезду, ТАК КАК ОН БЫЛ КРАСИВ.
- Так что же может нести красота людям?
(Красота Мальчика-звезды разрушила себя. Он красив внешне, а поступки исказили его красивые черты лица. Важно, чтобы красота несла миру и людям свет и тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как истинная красота. И мы ясно видим, что внешность и поступки Мальчика-звезды в сказке почти все время не соответствуют друг другу).
- Подумаем, а какой эпизод сказки положил начало перерождению Мальчика- звезды?
(Встреча с нищенкой).
- Как Мальчик-звезда отнесся к своей матери?
- Каким вы представляете себе Мальчика-звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?
(Некрасивы чувства Мальчика-звезды. У него «холодное» сердце, т. к. прогнал, оттолкнул от себя самого близкого на свете человека – МАТЬ).
- Как вы считаете, так что же делает людей некрасивыми?
(Некрасивыми могут быть не только внешность, но и ЧУВСТВА, и ПОСТУПКИ людей. Если у человека «холодное» сердце, то он теряет свою красоту).
- Получил ли Мальчик-звезда наказание за свои поступки?
- Было ли это наказание страшным для него?
- Какие чувства испытываете вы в этот момент?
(Да, Мальчик-звезда наказан. И это наказание для него есть самое страшное, т. к. кроме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, значит, он потерял все). (Обращаем внимание на рисунки, в которых отразился этот момент).
- Внешность Мальчика-звезды изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (сцена у водоема)
(Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его «холодное» сердце).
- Обратите внимание на схему. Рассмотрите ее и скажите, СРАЗУ ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ ДУША МАЛЬЧИКА-ЗВЕЗДЫ?
(Нет, не сразу. Проходит долгий путь духовного очищения.)
1-ая ступень – ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ.
- Когда он проявил эти качества?
Поднимемся выше: 2-ая ступень – СТРАДАНИЕ.
- Когда он страдает? Как?
(Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страдания. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой».) 3-я ступень – ТЕРПЕНИЕ.
- Где он проявляет терпение?
4-ая ступень – МИЛОСЕРДИЕ.
5-ая ступень – ДОБРО.
- В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он совершает теперь?
(Следует вывод, что поступки Мальчика-звезды бескорыстны. Сердце Мальчика–звезды стало добрым. Мальчик-звезда достигает истинной красоты)
- Какое вознаграждение получает Мальчик-звезда за свою доброту, милосердие, терпение, страдание в конце сказки?
(К нему возвращается красота внешняя).
- Найдем в тексте этот эпизод.
Вывод: Он становится красив как прежде. НО как прежде ли?
(В глазах появилось ЧТО-ТО НОВОЕ. Мальчик-звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне, и это сразу проявилось в выражении его глаз).
- Когда же он стал по- настоящему красив?
(Когда стал совершать БЕСКОРЫСТНО прекрасные поступки).
- Так что же такое ИСТИННАЯ КРАСОТА?
(Это сочетание красоты ВНЕШНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА).
- У вас на столах лежат звезды. Представьте, что это частичка вашего сердца. Возьмите в руки свои звездочки и подумайте, кому бы вы ее подарили? И за что?
Произведения замечательного русского писателя А. Платонова входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного изучения. Творчество Платонова позволяет прикоснуться к жизни «обнаженным сердцем». Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов, не учит, он просто верит – верит в творчество человеческого в человеке, в победу разума и добра. И слабый, больной Юшка из рассказа «Юшка», страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по-человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Главная моя задача на уроках по творчеству А. Платонова – помочь детям понять, что эти герои по-настоящему человечны, они «одно дыхание, единое, теплое живое существо» (А. Платонов, они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви, потому что «больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все» (А. Платонов).
Вот фрагмент урока «Великая сила любви» (по повести А. Платонова «Юшка») :
- Где живёт любовь у Юшки?
(В сердце Юшки.)
– Как проявляется герой через речь? Найдите в тексте и зачитайте.
Какое слово повторяет он чаще других?
(Часто повторяются слова «любовь» и «любить»)
– Какие взаимоотношения были с односельчанами у Юшки?
(1. Взрослые и дети выплёскивали на него свою злобу, постоянно обижали Юшку. Когда у них бывало злое горе или обида, когда они были пьяными, тогда их сердца наполнялись лютой яростью. Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что он всё стерпит. В зле люди забывали на время своё горе.
2. Дети привыкли жить в атмосфере вражды. Взрослые обычно ругали их, а то и били. Юшка же был безответным, безобидным человеком. И это было непривычным и удивительным для детей.)
– Почему же Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?
(«Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.)
– Какие чувства вызывает отношение людей к Юшке у вас?
(Нельзя так относиться к человеку.)
– Бывали ли в трудной жизни Юшки счастливые моменты?
(Да. Когда он был на природе.)
– Зачитайте этот эпизод.
– Значит, Юшка любил родину, родную природу, всё живое.
Когда мы узнаём полное имя Юшки? От кого? Почему?
(Появляется человек, который любил и ценил Юшку.)
– Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?
(Хотели искупить свою вину.)
– Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?
(Нет. Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блаженным, юродом, «божьим чучелом, терзали его и смеялись над ним. Но без таких «блаженных» люди обходиться не могут: «без Юшки всем стало плохо». «Не стоит село без праведника», - гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу.)
Вывод.
Таким образом, в сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки.
- Какова же жизненная формула Юшки? Запишите её в тетрадь.
(Нужно жить, храня в сердце любовь.)
Анализ ситуации, где герой поставлен перед нравственным выбором и оценка его решения с учетом последствий поступка позволяет учащимся оценивать собственные действия, формирует умения выбирать оптимальный вариант нравственного решения и его исполнения. Речь, таким образом, идет о воспитании читателя и через читательские качества, с их помощью - о формировании всесторонне и гармонично развитой личности.
Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию учащихся, используя понятия «мотив поступка», «цель жизни» школьники проводят параллель от литературы к жизни, таким образом, на моих уроках они создают модель своего будущего.
При изучении повести Гоголя «Тарас Бульба» на вопрос: «Прав ли Тарас, убивая своего сына?» – ответы можно услышать самые разные, но важно здесь то, что, решая непростые для себя вопросы, ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в Евангелии. Тарас казнит сына за измену родине. Долг патриота подсказывает ему, что только так следует поступить: изменнику родины не должно быть пощады.
Внимательное отношение к писательскому слову в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» позволяет понять природу греха и пленение им души. Мы наблюдаем, как человек лишается богоданной свободы, может даже впасть в безумие. Один грех тянет за собой другие. Они растут, как снежный ком, мчащийся с горы. Грех - это смерть духовная. Совесть мучает душу. Покаяться очень трудно, но необходимо. Среди важнейших условий для покаяния главное - любовь: нужно жалеть не себя, нужно понять персонажей и прочувствовать их боль. К такому выводу приходят ученики.
Изучая сложный для восприятия подростков роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», один из уроков назвала «Тема страдания и покаяния в романе. «Правда» Сони Мармеладовой». Цель его – показать, в чем видит писатель спасение души человеческой, вскрыть глубину трагедии героев, расширить понятие «идеи» Раскольникова; раскрыть понятие «страдание» и «сострадание» с православной точки зрения. Перед ребятами ставится задача соотнести наказание и судьбы героев. В процессе дискуссии ребята дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые в них, и связанные с ними социальные проблемы. Один из эпизодов урока – обмен мнениями по вопросу, нужен ли Достоевский сегодня.
Замечу, именно на уроках литературы очень заметны возрастные интересы учеников: если в пятом классе детей восхищают подвиги Ивана - крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ, то в одиннадцатом классе среди подростков все чаще звучат рассуждения о долге, о чести, об ответственности за свои поступки героев «Мастера и Маргариты» М. Булгакова, «Матренина двора» А. Солженицына, романа «Сто лет одиночества» Г. Маркеса…
Огромную роль в воспитании духовности у учеников играет поэзия С. Есенина, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Блока и других. Стихотворения русских авторов о родной природе позволяют не только привлечь внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком, но и, что не менее важно, почувствовать его душу, его боль – найти в себе желание и силы сопереживать, сочувствовать, сострадать.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.
Приемы активизации познавательной деятельности могут провоцировать не только читательскую активность, но и артистические наклонности. Учащимся очень интересно представлять себя в роли актера или режиссера, когда они проявляют свободу творчества и выражения. Предлагаю на уроке (иногда в качестве домашнего задания) нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат, устроить вернисаж иллюстраций, придумать и нарисовать медали к юбилейным датам. Нравится старшеклассникам устраивать «Салон», где «внутреннее» содержание героя должно передаваться внешностью. «Будущие модельеры» разрабатывают свои модели одежды для Ярославны и Игоря, князя Мышкина и Настасьи Филипповны, Мастера и Маргариты, Кабановой и Катерины; группа «будущих историков, археологов» знакомит их с историей костюма, аксессуаров; группа «будущих музыкантов и поэтов» готовит музыкальное и поэтическое обрамление; «будущие художники, дизайнеры» устраивают декорации, продумывают бутафорию. Эта творческая работа развивает понимание художественного мира писателя, помогает почувствовать символику художника и осознать идею творчества писателя.
К этому же типу активизации познавательной деятельности учащихся относится и следующее задание: посмотреть на героя или ситуацию глазами психолога, президента, соседа. На Кутузова смотрим глазами Андрея Болконского, Наташи Ростовой и побежденного Наполеона. Эти три взгляда помогают ученикам понять главную «мысль народную» Л. Н. Толстого и составить психологическую характеристику двух главнокомандующих.
Интересны учащимся и такие задания:
- написать монолог Е. Онегина после встречи с Татьяной на балу в высшем свете,
- составить диалог Максима Максимыча и Григория Печорина на могиле Бэлы,
- составить монологи вещей о своих хозяевах: о чем могут рассказать халат Обломова, шинель Акакия Акакиевича, гармонь Василия Теркина?
Такие приемы помогают мне следить за личностным восприятием учащихся, анализировать движение их чувств, психологические процессы, протекающие в душе каждого ученика при изучении художественного произведения.
Уроки литературы, когда они любимы детьми, значительны прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
Список литературы
1. Бердяев Н. А. «О назначении человека». Париж: Изд. "Современные записки", 1931 на сайте Руниверс.
2. Донченко Л. М. На уроке и вне урока // Сб. : Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М., 2001
3. Дунаев М. М. «Православие и русская литература» Издательство: «Престиж», - М., 2003.
4. Еремина Т. Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие: «Паритет»,2004.