Ирина Самылова
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка средней группы (часть 1)
▼ Скачать
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка средней группы :
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Публикация «Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка средней группы (часть 1)» размещена в разделах
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
• Способствовать формированию личностного отношения ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну).
• Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга.
• Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
• Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
• Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Ребёнок в семье и сообществе.
• Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребёнка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»). Формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, на улице (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.) Формировать у каждого ребёнка уверенность в том, что он хороший, что его любят.
• Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
• Семья. Углублять представления детей о семье, её членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.)
• Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребёнка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.)
• Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.
• Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребёнка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.) Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию её символики и традиций.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
• Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
• Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
• Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком, при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
• Совершенствовать навыки аккуратного приё ма пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды.
• Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.
• Приучать самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)
• Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
• Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
• Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.
• Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
• Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
• В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период – к расчистке снега.
• Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.
• Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведённое место).
• Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчёркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
Формирование основ безопасности.
• Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
• Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
• Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
• Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
• Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
• Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
• Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
• Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («скорая помощь», «пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
• Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
• Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
• Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
• Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.)
• Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницами.
• Знакомить с правилами езды на велосипеде.
• Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.
• Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Формирование элементарных математических представлений.
• Количество и счёт. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: Предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счёту). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, один – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну»).
• Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными правилами счё та: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например : «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.
• Формировать представления о порядковом счёте, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?».
• Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта : «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три ёлочки. Ёлочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
• Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и ёлочек тоже 3. Ёлочек и зайчиков поровну – 3 и 3» или «Ёлочек больше (3, а зайчиков меньше (2). Убрали 1 ёлочку, их стало тоже 2. Ё лочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).
• Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принес 3 зайчика).
• На основе счёта устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
• Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
• Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зелёной, жёлтый шарфик короче и уже синего).
• Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определённой последовательности – в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка – самая высокая, эта (оранжевая) – пониже, эта (розовая) – ещё ниже, а эта (жёлтая) – самая низкая» и т. д.)
• Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
• Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и назвать прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
• Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно – прямоугольник.
• Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
• Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд-назад, направо-налево, вверх-вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).
• Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а берёзка растёт далеко).
• Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь).
• Объяснять значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
• Познавательно – исследовательская деятельность. Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
• Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
• Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
• Совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
• Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, с цветами (красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый, чёрный).
• Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путём прикосновения, поглаживания ( характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жёсткое, колючее и др.)
• Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
• Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.)
• Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении её результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
• Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
• Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»)
• Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).
Ознакомление с предметным окружением.
• Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т. д.) Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолёт, теплоход).
• Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определённого материала (корпус машин – из металла, шины – из резины и т. п.)
• Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Ознакомление с социальным миром.
• Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
• Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолёт, теплоход).
• Формировать первичные представления о школе.
• Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
• Рассказывать о самых красивых местах родного города (посёлка, его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, лётчики).
• Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей). Продолжать знакомить с различными профессиями; расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
• Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
• Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (посёлка, его достопримечательностях.
• Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
• Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.
Ознакомление с миром природы.
• Расширять представления детей о природе.
• Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасём и др., птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.)
• Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способности передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у неё есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
• Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
• Расширять представления о фруктах, овощах и ягодах, грибах.
• Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях; знакомить со способами ухода за ними.
• Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев.
• В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
• Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.
• Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.)
• Учить детей замечать изменения в природе.
• Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения.
• Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе; похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
• Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки, отцвели цветы и т. д.).
• Привлекать к участию в сборе семян растений.
• Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзаж.
• Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
• Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
• Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лёд, сосульки; лёд и снег в тёплом помещении тают.
• Привлекать к участию в зимних забавах : катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
• Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
• Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
• Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
• Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
• Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
• В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
• Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детёныши.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развивающая речевая среда
• Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им окружения.
• Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; понимать логично и понятно высказывать суждения.
• Способствовать развитию любознательности.
• Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать своё недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря
• Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
• Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
• Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
• Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
• Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова – антонимы (чистый – грязный, светло – темно).
• Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.)
Звуковая культура речи
• Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
• Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний.
• Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.
• Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
• Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
• Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п., несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
• Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
• Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.