Наталья Мышкина
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – образовательные задачи.
1. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана.
2. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда.
3. Закрпление правильного употребления предлогов : над, под, за, в.
Коррекционно – развивающие задачи.
1. Развитие умения составлять рассказ по серии предметных картинок.
2. Формирование целенаправленной воздушной струи.
3. Развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование:
Магнитная доска, плоскостные изображения посуды, деревянные предметы: ложка, тарелка, матрешка, лошадка; пластмассовые предметы: машинка, кроватка, совочек, стаканчик; глиняные предметы: кувшин, жар-птица, статуэтка, манная крупа.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед. Ребята, отгадайте загадку.
Что поможет без труда
Приготовить нам всегда,
И обед, и завтрак, ужин?
Что для этого нам нужно?
(Посуда)
Логопед. Посмотрите на доску, какая посуда стоит на верхней полке?
Дети. Чайная.
Логопед. Правильно. Какая посуда стоит на средней полке?
Дети. Столовая.
Логопед. Назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
Дети. Кухонная
Логопед. Вот такая разная посуда бывает.
А сейчас послушайте стихотворение «Для чего нужна посуда?» (стихотворение читает ребенок)
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
Логопед. Ребята, а вы знаете, что миллионы лет назад у человека была совсем другая посуда. Где же он ее покупал? Если в то время не было магазинов. В чем люди хранили приготовленную еду?
Вы хотите об этом узнать?
Дети. Да.
Логопед. Но для этого нам нужно совершить путешествие во времени, т. е попасть в то время когда появились первые люди – наши предки. Это было очень давно. На чем же мы туда попадём? Об этом нужно прочитать в энциклопедии. Здесь написано, что перенестись во времена предков нам поможет тарелка. Ребята, как обычная тарелка может нас перенести в другое время?
Правильно нам нужна летающая тарелка. Это тарелка и это тарелка звучит и пишется одинаково, но назначение этих тарелок разное. Это ребята, что?
Дети. Посуда.
Логопед. А это?
Дети. Летательный аппарат.
Логопед. Проходите на наш летательный аппарат и рассаживайтесь по местам.
Слайд № 1 с изображением тарелки.
Логопед. Полетели.
Слайд № 2 «Вселенная»
Логопед. Ну, вот мы и прилетели. Появляется слайд №3.
До появления посуды люди мало чем отличались от животных. Они пили из водоемов, разрывали мясо руками и зубами. Ребята, как вы думаете, что служило им первой посудой?
Педагог подсказывает, если дети затрудняются.
Слайд №4
Логопед. Первой посудой людям служили
большие плоские камни, раковины, черепа животных, скорлупа плодов. Как вы думаете, какой плод мог заменить посуду?
У меня в коробке есть такой плод. Закройте глаза, потрогайте и отгадайте, что это за плод?
Дети. Это кокос.
Логопед. Сейчас я покажу, как из кокоса сделать бочонок.
Эксперимент с кокосом.
Логопед. Как вы думаете, что можно хранить в таком бочонке?
Дети. Молоко, воду, сок.
Логопед. Но постепенно человек научился делать посуду из материала, который находил в природе. Например, из чего? Правильно из дерева.
Слайд № 5
Логопед. Что можно было сделать из дерева?
Дети. Деревянные ложки, деревянное ведро, деревянный ковш, деревянная миска.
Логопед. К сожалению деревянные изделия не отличались долговечностью. Они коробились, рассыхались. Но главным недостатком было, то, что дерево нельзя было поставить на огонь. А почему? Правильно посуда загорится.
И тогда человек научился делать посуду из чего?
Дети. Из глины.
Слайд № 6
Логопед. Как называется посуда из глины?
Дети. Глиняная.
Логопед. Какие предметы посуды, сделанные, из глины вы знаете?
Дети. Глиняный кувшин, глиняная кружка, глиняная крынка, глиняный горшок.
Физкультурная пауза.
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Дети надули животик,
одну руку поставили на пояс, другую изогнули.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Присели, одну руку поставили на пояс.
Вот фарфоровые блюдца,
Кружатся, «рисуя» руками круг.
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Потянулись, сомкнули руки над головой.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Легли, вытянулись.
Н. Нищева
Логопед. Затем люди придумали посуду из железа. Слайд №7
Ребята, чем удобна посуда из железа?
Дети. Железная посуда легкая, не бьётся, жаропрочная.
Логопед. Прошло много лет и мастера научились делать посуду из стекла. Слайд 8
А затем посуду из бумаги и пластмасса. Слайд №9
Логопед. Давайте встанем и поиграем в игру: «Ищу друзей». Для этого вам нужно разделиться на 5 команд, каждая команда выбирает предмет посуды и называет, из чего она сделана.
Дети. Глиняный горшок, деревянная ложка, пластмассовая тарелка, металлическая тёрка.
Логопед. Ребята, вам нужно найти предметы, сделанные из того же материала, что и ваша посуда.
Задание проводится под музыку.
Логопед. Молодцы ребята, называйте предметы, которые вы нашли.
Дети. Деревянная матрешка, деревянная лошадка, деревянный кубик; металлическая машина, металлический поднос, металлический конструктор; глиняная игрушка, глиняный кувшин, глиняная статуэтка; пластмассовая кукла, пластмассовый стаканчик, пластмассовая пирамидка.
Логопед. Ребята, откуда мы с вами знаем, какая посуда была много-много лет тому назад? Как называются люди, которые занимаются раскопками древних предметов?
Дети. Археологи.
Логопед. Я предлагаю вам превратиться в археологов.
У вас на столах лежат коробки с белым песком, что бы узнать, что находится под песком, нужно подуть в соломинку.
Логопед. Ребята нам пора возвращаться в группу. Займите свои посадочные места и пристегните ремни безопасности.
Но пока мы будем лететь, я предлагаю поиграть с бортовым компьютером.
Слайд №10
Посмотрите на экран и скажите, где лежит ложка?
Дети. Ложка лежит за стаканом. Ложка лежит на стакане. Ложка лежит под стаканом. Ложка лежит в стакане. Ложка находится над стаканом.
Логопед. Пока мы играли, наша летающая тарелка приземлилась у нас в группе.
Расскажите, что вы узнали о посуде.
Дети по картинкам составляют рассказ.
Много лет тому назад первобытные люди были похожи на животных. Они разрывали мясо руками. Пили воду из водоёмов. Первой посудой им служили плоские камни, скорлупа крупных плодов, ракушки, черепа животных. Но постепенно человек научился делать предметы посуды из природного материала: камня, дерева, глины железа. Позже появилась металлическая, стеклянная, пластмассовая посуда.
Логопед. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось?
Список используемой литературы и интернет - ресурсов.
1. Нефёдова К. П. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? М: Издательство ГНОМ и Д, 2010 – 96 с.
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.- 704с.
3. https://www.pics-land.ru/picture.php?
4.https://www.soundbreeze.ru/wooden_utensils/ens_
5. https://www.sskindoctor.com/glinyanye-gorsh