Татьяна Губина
Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР
(лексическая тема «Зима»)
Коррекционно – образовательные задачи:
систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях природы;
уточнять и активизировать словарный запас по данной лексической теме (метель, вьюга, буран, снегопад, снегоход, мороз и т. д.);
Публикация «Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навык правильного образования притяжательных прилагательных, навык согласования имен существительных с именами числительными: «один», «два», «три», «четыре», «пять»;
совершенствовать связную речь (учить отвечать на поставленные вопросы, толковать загадки);
развивать функции фонематического анализа и синтеза;
закреплять понятия «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук»;
учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах десяти;
Коррекционно – развивающие задачи:
развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание;
развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные задачи
воспитывать интерес к природе, сезонным изменениям;
закрепить правила поведения в лесу;
воспитывать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, выслушивать друг друга, учить выдержке и терпению;
прививать любовь к поэтическому слову;
воспитывать сотрудничество в совместной деятельности, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы: конверт с письмом; елочка; мяч – снежок; разные буквы для игры «Шаловливый ветер»; снежинки с разными узорами; маски зайца, волка, белки и картинки с их следами; ребус с картинками для игры: «Разгадай ребус»; слоги: СНЕ – ГО – ВИК; набор геометрических фигур; шарфик и «нос-морковка» для снеговика; сундучок с подарками.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие логического мышления, связной речи. Формирование интереса к поэтическому слову, развитие координации речи с движением. .
Воспитатель.
Сегодня утром, когда я шла в детский сад, ко мне подлетела птичка с письмом в клюве. На конверте я прочла адрес: «Детский сад «Солнышко». Ребятам из группы
«Светлячок». Поэтому я взяла письмо у птички и принесла на занятие. Хотите узнать, что в этом письме и от кого оно? Тогда угадайте сначала, какую птичку я видела утром? (дети отвечают, рассуждают, почему это не могли быть ласточка или тетерев, курочка или попугай).
После рассуждений и предположений (ответов детей, воспитатель зачитывает загадку:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Появился он опять.
Дети отвечают, что это снегирь.
Воспитатель зачитывает письмо: «Приглашаю вас в зимний лес, полный сказок и чудес. Вы найдете меня в лесу под елочкой». Кто же нас приглашает интересно узнать? Вы хотите прогуляться по зимнему лесу? Тогда собираемся в дорогу. На чем можно отправиться в зимний лес? (ответы детей: на санках, лыжах, снегоходах, пешком)
Речь с движением. Дети подражают движением лыжников.
Вышел лыжник из ворот,
Отправляется в поход.
Шапка теплая на нем
И тулуп с воротником.
2. Развитие связной речи, активизация словаря. Развитие зрительного внимания.
Воспитатель. Вот мы и в лесу.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Смотрите, нас кто-то встречает у елочки. Давайте подойдем поближе и познакомимся.
Логопед в роли Лесовичка встречает детей.
Здравствуйте, ребята. Очень рад видеть вас в своих владениях. Я – Лесовик, хозяин леса. Лес охраняю, берегу. А какой воздух здесь? (ответы детей: морозный, свежий, чистый, лесной). А вот и елочка - красавица. Какая она, скажите ей ласковые слова. Дети отвечают: пушистая, стройная, высокая, серебристая, заснеженная, душистая, колючая, вечно зеленая, бывает новогодняя, праздничная, нарядная.
Лесовичок спрашивает у ребят, знают ли они правила поведения в лесу. Что можно делать, а чего делать нельзя (дети отвечают: нельзя громко кричать, обижать зверей и птиц, оставлять мусор, разводить костер).
Я приготовил для вас задания.
3. Игра «Шаловливый ветер».
Первое задание – на снегу лежат буквы, которые разбросал зимний ветер. Теперь некоторые буквы написаны неправильно. Поправьте их и придумайте слова на эти звуки.
4. Игра со снежинками.
Лесовичок. К нам прилетели снежинки. Скажите, какие они (ответы детей: легкие, хрупкие, холодные, блестящие, летящие, сверкающие, узорчатые, маленькие и т. д.)
Хочу знать, умеете ли вы читать? Следующее задание – найдите одинаковые по узору снежинки и составьте слово из букв, написанных на снежинках. Посчитайте все снежинки. Сколько снежинок осталось? Составить задачу: Было 8 снежинок, четыре растаяли. Сколько осталось.
Осталось 4 снежинки. Дети составляют слово – ЗИМА.
5. Игра с мячиком – снежком.
Лесовичок. Подарите зимушке красивые зимние слова.
Дети передают снежок и называют зимние слова: вьюга, снегопад, метель, коньки, сугробы, каток, буран, морозные узоры, иней, сосульки и т. д.
6. Игра «Узнай по следу».
Лесовичок. Ребята, посмотрите, кто-то оставил на снегу следы. Кто же здесь пробежал?
(Детям показывают картинки со следами животных. Дети отгадывают, чьи это следы (закрепить образование притяжательных прилагательных в речи детей: волчьи, беличьи, заячьи). Почему в лесу зимой не видно медвежьих следов? (медведь зимой спит в берлоге). Почему вы не нашли лисьих следов? (лиса свои следы заметает хвостом)
Разделимся на две команды и устроим спортивные соревнования «Кто дальше прыгнет с места».Дети надевают маски (белки, волка, зайца, становятся на одну линию и прыгают с места по команде. Определяется победитель.
7. Игра «Разгадай ребус» (по первым буквам каждого нарисованного предмета: Снежинка, Арбуз, Ножницы, Кубик, Иголка – САНКИ).
Составьте схему получившегося слова и дайте характеристику каждому звуку.
8. Игра «Сложи рассыпавшееся зимнее слово» (по слогам: СНЕ – ГО – ВИК).Сколько слогов в этом слове? Почему три слога? Назови гласные звуки.
9. Игра «Собери снеговика» ( из геометрических фигур).Перед игрой дети отгадывают загадку:
Он зимний хозяин большого двора,
Ему улыбается вся детвора
Уж очень потешен наряд у него!
Метелка, мочалка, морковка, ведро.
Но шуба на зависть,
Огромна, тепла…
Слепили из снега его мы вчера.
(Р. М. Хамидулина)
10. Игра «Снеговик Егорка».
Дети встают в круг и берутся за руки. В центре стоит ребенок – «снеговик Егорка».
Лихо сдвинув набекрень
Старое ведерко,
Прислонился на плетень
Снеговик Егорка.
У него пылает нос
Весело и ярко. На дворе стоит мороз,
А Егорке жарко.
Приглашает он ребят Прокатиться с горки
Глазки весело блестят,
Радостно Егорке. Раз – два! Раз – два – три!
Нас, Егорка, догони!
Дети разбегаются, «снеговик Егорка» их догоняет.
(М. Ю. Картушина)
11. Заключительная часть.
Лесовик. Ребята, мне понравилось с вами играть, приходите ко мне в гости опять. А под елкой вас ждут подарки. Чтобы их получить, произнесите волшебные слова: «Чик,чук,чак,чок, открывайся, сундучок!» (Дети повторяют волшебные слова, находят под елкой сундучок и получают подарки).