евгения
Урок по окружающему мир в 1 классе «Тайны зимнего леса»
Урок окружающего мира в 1 классе : "Тайны зимнего леса"
Цели:
• продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;
• учить детей сравнивать природные объекты; устанавливать между ними связи; делать выводы;
• расширять представления детей об охране природы;
• развивать умения работать с учебником;
• развивать познавательную активность обучающихся; наблюдательность в процессе демонстрации экранных пособий и гербарного материала;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Урок по окружающему мир в 1 классе „Тайны зимнего леса“» размещена в разделах
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: веточки ели и сосны, учебники, иллюстрации животных, мультимедийный комплекс, наборы рисунков следов животных, цветные карандаши,
Ход урока
Орг. момент
- Сегодня вас ожидает необычный урок. Вы любите тайны?
Запорошу я дорожки,
Разукрашу я окошки,
Радость детям подарю
И на санках прокачу.
-О каком времени года идет речь? (Зима)
-Какие признаки зимы вы знаете? (понижение температуры, выпадение снега, замерзание водоёмов)
- Что изменилось в нашей жизни с приходом зимы?
-Давайте поиграем!
- Хором отвечайте мне только «да» или «нет»!
Мы стали теплей одеваться?
Пошли мы на речку купаться?
На лыжах идём мы кататься?
Цветами в лесу любоваться?
Мы настежь окно открываем?
А дом мы с тобой утепляем?
Мы шубку скорей одеваем?
А Новый год дружно встречаем? (Молодцы)
-А теперь послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Леса уснули до весны.
А как растения, звери, птицы?
Чем все питаются они,
И что им там зимою снится (О зимнем лесе)
- Тема нашего урока «Тайны зимнего леса».
-Ребята, хотите в гости, в зимний лес? На чём можно оказаться в лесу?
Кто впряжен в сани? Сейчас мы поскачем на вороных конях. Усаживаемся поудобнее и под музыку Георгия Васильевича Свиридова “тройка” мы помчимся в зимний лес.
Привяжем своих “коней” к дереву и дадим им еды. Что любят лошади? (сено, овес)А сами отправимся путешествовать пешком, а то кони мчатся быстро и мы ничего не успели заметить.
-Ребята, а что мы будем делать в зимнем лесу (наблюдать, как зимуют различные растения и животные) -Кто знает,как растения готовятся к зиме (сбрасывают листву) -А зачем они сбрасывают листву() Эту тайну нам раскроет волшебное дерево. - Лист – очень важный орган дерева. Летом, когда много солнечного света листьям вдоволь хватало воды. Лишнюю воду они испаряли. А с приходом холодов стало меньше солнечного света: лист из зелёного становится жёлтым. Дерево гораздо меньше стало потреблять воды. И чтобы листочки не испаряли воду, дерево сбрасывает листву. - Сбросив листья, оно защитило себя от зимней «засухи» и от тяжести выпавшего снега! -Какие растения мы можем встретить в нашем лесу (Ель, сосна, береза, осина, липа) -На какие две большие группы их можно разделить? (Хвойные и лиственные) -Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда прорежал лес. Положите с лева веточки хвойных растений, а справа – лиственных. Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Есть ли на них листья? Присмотритесь внимательно, листьев нет, но видны следы опавших листьев, а что еще вы увидели (почки)
На месте опавших листьев сидят почки, они спят как и дерево. Что еще мы заметили (Ягоды и плоды.) - Как называется это растение (Рябина) Правильно. На ветках рябины, калины и некоторых других растений зимой сохранились плоды (учитель демонстрирует веточку рябины).
ВЫВОД: Лиственные деревья и кустарники зимуют без листьев, но с почками, а на некоторых растениях зимой сохраняются плоды.
-А теперь рассмотрите веточки хвойных растений. Как они называются (ель,сосна)
- Чем похожи (Цветом) Чем отличаются? (У ели иголки короткие, сидят по одной и колючие, а у сосны иголки длинные сидят парами и мягче)
Рассказ учителя. Хвоинки покрыты жироподобным налетом, плотные. Так они защищены от мороза и на зиму не опадают. Сосна меняет хвою один раз в два-три года, а ель – в пять-семь лет. Так что можно увидеть под хвойными растениями хвоинки. Они меняются не все сразу, а постепенно. А какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвоинки? (Лиственница сбрасывает хвоинки)
Кто знает, как называется плоды хвойных растений (шишки)
-Кто питается семенами шишки? (белка)
-Семенами шишек питается удивительная птица клест. Посмотрим как он это делает. (Просмотр видеоролика)
ВЫВОД: У хвойных растений листья (хвоинки) на зиму не опадают. (кроме лиственницы)иголки покрыты специальным налетом. который защищает хвоинки от холода и морозы им не страшны.
-А как зимуют травянистые растения? - Помните сказку «Метелица»? Приподнимая снежную перину мы видим … кустики (земляники и клюквы - Почему же им не холодно (Снег, как теплое одеяло накрывает растения)
-Вот и разгадали первую тайну зимнего леса. (Тайну растений) теперь веточки положим в корзинку и отдадим лесничему.
-Сейчас отдохнем и отправимся дальше, в глубь леса.
Физминутка:
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа березка в шубе стоит.
Слева елка на нас глядит.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота,
А нам за работу пора.
-Какую же тайну о растениях вы узнали? (Растения заранее готовятся к холодам, сбрасывая листья, прикрываясь снежным покрывалом)
-Ребята, а на снегу можно что-то увидеть (Следы)
-По ним можно прочитать, кто здесь был.
На снегу следы - как книжка:
Куропатка, заяц, мышка…
Чьи следы – вы угадайте,
Книгу леса прочитайте!
- Это чей след (СЛАЙДЫ с ЖИВОТНЫМИ)
А чей этот след мы узнаем чуть позже, а сейчас будем помогать животным готовиться к зиме.
- Посмотрите, как медведь спит в своей берлоге!
- А что помогает ему пережить долгую зиму? Давайте расскажем, как медведь подготовился к зиме с помощью картинок. Как вы думаете, что они обозначают?
Мешочек - делает запасы;
Подушка- впадает в зимнюю спячку
Дом - ищет или строит жилище.
Шуба – утепляет мех, накапливает жир.
Кисть - меняет окраску.
Ягода/ Мышь - ищет корм в зимнем лесу.
- Выберите для животного только то, что ему необходимо для зимовки. (Работа в группах)
Зверька узнали мы с тобой по двум таким примета:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом
- У кого такой зверёк, что вы ему выбрали? Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её …
- А что вы выбрали для лисы? Проверим!
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко!
- Что вы выбрали для лося!
- А можем ли мы - люди помочь животным в зимнее время?
- Какую же тайну нам открыли животные? (Все животные готовятся к зиме заранее).
-А теперь вернемся к этим следам, посмотрим повнимательнее и ответим на вопрос:
-Чьи следы мы встречаем чаще всего около своих домов (Следы птиц)
-Каких птиц вы видели (Ворона,сорока,воробей,синица,снегирь)
-Многие птицы живут в лесу,но, сильные ветры, морозы, стужа заставляют птиц приближаться к нашим домам. Именно сейчас, с 1 декабря по 31 марта они нуждаются в человеческой поддержке. -Как мы можем им помочь (Сделать и развесить кормушки) -Чем можно подкармливать птиц (Семечки, крошки хлеба, крупа, сало.) -Птицы не останутся в долгу перед человеком. Они отблагодарят нас весной и летом, уничтожая вредных насекомых, тем самым, спасая растения и урожай от гибели.
А на следующем уроке, благодаря умелым рукам ваших родителей,они сделали эти замечательные кормушки, мы идем в рощу, открывать птичью столовую.
-Какую же тайну зимнего леса мы отгадали (Тайну птиц)
-Понравилось в лесу?
_Что нового и интересного узнали?
-Сколько тайн зимнего леса мы разгадали? (три)
-Ну вот и лошади отдохнули, а мы немного устали. Усаживаемся поудобнее и с музыкой возвращаемся домой.