Ирина Курносова
Оказание психологической помощи по проблемам детско-родительских отношений и межличностного общения
▼ Скачать + Заказать документы
Оказание психологической помощи по проблемам детско-родительских отношений и межличностного общения.
Содержание проблем детско-родительских отношений может быть очень разнообразным, от мелких детских капризов и упрямства в дошкольном детстве до полного непонимания и очень сильных негативных чувств в подростковом возрасте и ранней юности.
Публикация «Оказание психологической помощи по проблемам детско-родительских отношений и межличностного общения» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Можно выделить следующие проблемы, с которыми обращаются родители:
- ссоры, грубость, замкнутость;
- ложь, воровство, уход из дома;
- непослушание, отказ выполнять требования родителей;
- закрытость, "уход в себя", потеря контакта с ребенком;
- конфликтные отношения с новыми партнерами родителей;
- лень, пренебрежение домашними обязанностями;
- конфликтные отношения с братьями и сестрами;
- отсутствие интересов, "компьютеромания";
- излишняя стеснительность, несамостоятельность;
- нежелательные друзья, отсутствие друзей;
- неумение постоять за себя.
Как правило все эти проблемы, даже если на первый взгляд кажется, что они не касаются детско-родительских отношений, на самом деле так или иначе исходят из сложностей взаимоотношений родителей и детей.
А. Ш. Тазиева отмечает, что чаще всего за помощью обращаются родители, дети испытывают нужду в профессиональной помощи значительно реже и обращаются к психологу не раньше, чем в подростковом возрасте. Это понятно, так как, с одной стороны, малыши не осознают своих проблем, с другой стороны, даже подрастая и осознавая их, они не решаются до определенного возраста посягать на родительский авторитет. Поэтому нередки обращения за помощью уже взрослых «детей», имеющих свой родительский опыт.
Самым простым вариантом работы являются те случаи, когда за помощью обращаются родители с временно возникшими проблемами. Такие родители чаще всего не имеют серьезных внутриличностных проблем и сложностей в отношениях как друг с другом, так и с детьми. Они мотивированы на воспитание своих детей, но в силу занятости или психологической некомпетентности, недооценивают важность отношений с детьми. Факт их обращения к специалисту свидетельствует об актуальности решения назревших проблем. Самое важное в этих случаях со стороны консультанта - проявить понимание и проинформировать о психологических особенностях возраста и тех сложностях, которые могут возникать в связи с возрастом, а также способах их преодоления.
Гораздо большую сложность для консультанта представляют те случаи, когда проблемы отношений с детьми связаны с проблемами самого клиента.
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- психологическое просвещение;
- психодиагностика;
- психологическое консультирование.
В психологическом просвещении родителей материалы консультаций меняются в зависимости от их запроса и учета возрастных особенностей детей. Для подросткового возраста я часто опираюсь на методические рекомендации «Мой ребенок подросток» - консультирование по гармонизации детско-родительских отношений, составитель: Карпенко Э. В., где разработаны 10 консультаций основных вопросов о сложности в общении подростков с родителями.
Психодиагностическая работа проводится по запросу родителей, результаты используются в индивидуальном консультировании.
Я в своей практике использую следующий диагностический инструментарий:
o Опросник родительского отношения (ОРО) Варга Я. А. и Столина В. В.
o Интервью для исследования взаимоотношений между родителями и детьми (Алексеева Е. Е.).
o Методика исследования родительских установок и реакций PARI.
o Опросник для родителей «Типы воспитания детей».
o Проективные методики «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи».
o «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис (АСВ).
Для коррекции детско-родительских отношений в моей методической копилке есть групповой социально-педагогический практикум для родителей (Рымашевской Е. Э.) Целью работы социально-педагогического практикума для родителей является:
1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка;
2. Приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним;
3. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родители - ребенок»;
Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений «Сможем вместе!» для родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа психологической направленности «Сможем вместе!» предназначена для родителей с неадекватными стилями семейного воспитания, при коммуникативных нарушениях в семье: разобщённость, перверсия ролей и т. д. Программа актуальна при поведенческих проблемах детей : негативизм, лживость, воровство и т. д., связанных с проблемами в семье.
Также можно использовать программу «Шаги навстречу друг другу» для родителей, учащихся старших классов.
В консультировании очень важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у родителей, а добавить в них дополнительные грани, акцентировать внимание на наиболее важных аспектах, создать возможность для восприятия фактов с разных точек зрения. В целом, психолог обладает большим диапазоном возможностей привнести нечто новое, полезное для родителей, конструктивное для развития, воспитания детей и взаимодействия с ними.
Таким образом, психологическое консультирование по вопросам детско-родительских отношений имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса. Его содержанием становится психологическое сопровождение родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребенком. Формирование продуктивного отношения к ребенку у родителя, принятие его проявлений, обретение веры в свои силы и желание преодолевать трудности, восстановление разрушенных связей и ответственности членов семьи друг перед другом.