Регина Шеченко
Влияние детско-родительских отношений на межличностное взаимодействие подростков
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ
Шевченко Регина Дмитриевна
Студентка 4 курса 541 группы
социально-гуманитарного факультета
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»,
г. Балашов
E-mail : shev4encko.regina@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
Публикация «Влияние детско-родительских отношений на межличностное взаимодействие подростков» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель исследования заключается в анализе специфики взаимосвязи детско-родительских отношений и межличностного взаимодействия подростков. В ходе исследования было установлено, что действительно чрезмерные требования родителей связаны с негативными поведенческими проявлениями подростков. Таким образом, можно сделать вывод, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и межличностным взаимодействием подростков.
Ключевые слова: дети, родители, детско-родительские отношения, влияние, взаимодействие, подростки.
Семья является для ребенка первостепенным институтом социализации. В ней он учится взаимодействовать с окружающими людьми. Ценность приобретенного опыта характеризуется взаимодействием ребенка с людьми разного пола, возраста, а также статуса. Влияние семьи на подростка имеет специфический характер – это обусловлено, прежде всего, задачами формирования подростка и осознания его собственной идентичности.
Общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности подростка и играет существенную роль в формировании личности ребенка, а именно стабилизируются черты характера и появляются основные формы межличностного поведения [4]. Необходимым компонентом самосознания является самооценка, и возникающее у подростка чувство взрослости начинает определять его оценки и самооценки. В подростковом возрасте наиболее ярко выражена потребность в принятии его другими и позитивной оценке.
Негативный социальный опыт, полученный в семье, так или иначе, влияет на формирование у подростка комплекса личных проблем. Личные проблемы подростка часто являются причиной неправильного поведения, поэтому так важно понимать, что источником их возникновения являются, в первую очередь, детско-родительские внутрисемейные отношения [6]. Таким образом, актуальность данного исследования не вызывает сомнения, а полученные в ходе эмпирического исследования данные могут быть использованы в семейном консультировании и иных областях практической психологии.
Теоретический анализ литературы показал, что подростковый возраст является периодом интенсивного развития самосознания, личностной рефлексии, активного поиска путей самореализации и самоутверждения человека. Именно в период подросткового возраста у человека активно развивается самосознание, происходит динамичное половое созревание, совершенствуется мыслительная деятельность [1].
Психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях [2].
Развитие подростка неразрывно связано с реалиями семейной жизни, с внутрисемейной атмосферой, с психологическим принятием родителями и эмоциональным фоном семьи[7]. Несомненно, детско-родительские отношения взаимосвязаны со становлением личностных параметров подростков. Поведение подростков в сложных жизненных ситуациях связано со стратегиями совладения матерей.
С целью изучения особенностей семейного воспитания и межличностного взаимодействия подростков были использованы следующие методики: Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (методика АСВ) Э. Г. Эйдемиллер и методика «Тест межличностных отношений» Т. Лири. Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева». В исследовании приняли участие 20 человек 8 класса, из них 9 мальчиков и 11 девочек.
У детей с гармоничным поведением выражена готовность помогать и сочувствовать другим, они стремятся к сотрудничеству и взаимовыручке. У детей с акцентуацией присутствуют лидерские качества, они любят давать советы, имеется тенденция к проявлению соперничества.
Дети, имеющие выраженные трудности имеют такие проявления в характере как властность, деспотичность. Такие дети стремятся быть над всеми, высокомерны, стараются всех убедить в своей правоте.
.
Рассмотрев показатели родителей и детей, мы предположили, что существует взаимосвязь между стилем родительского воспитания и особенностями межличностного взаимодействия подростков. С помощью корреляционного анализа Спирмена, выполненного на компьютерной программе SPSS 13,0, были получены следующие взаимосвязи :
1. Чем выше показатели родителей по шкале «Гиперопека», тем выше показатели подростков по шкале «Властность» (rs= 0,502 при p0,01).
2. Чем выше показатели родителей по шкале «Гиперопека», тем выше показатели подростков по шкале «Независимый» (rs= 0, 521 при p0,01).
3. Чем выше показатели родителей по шкале «Потворствование», тем выше у подростков показатели по шкале «Недоверчивый» (rs= 0,581 при p0,01).
4. Чем выше показатели родителей по шкале «Чрезмерность требований – запретов», тем выше показатели подростков по шкале «Властный» (rs= 0,695 при p0,01).
5. Чем выше показатели родителей по шкале «Чрезмерность требований – запретов», тем выше показатели подростков по шкале «Независимый» (rs= 0,621 при p0,01).
6. Чем выше показатели родителей по шкале «Чрезмерность требований – запретов», тем выше показатели подростков по шкале «Агрессивный» (rs= 0,516 при p0,01).
7. Чем выше показатели родителей по шкале «Чрезмерность требований – запретов», тем выше показатели подростков по шкале «Недоверчивый» (rs= 0,575 при p0,01).
8. Чем выше показатели родителей по шкале «Недостаточность требований – запретов», тем выше у подростков показатели по шкале «Недоверчивый» (rs= 0,406 при p0,01).
9. Чем выше показатели родителей по шкале «Недостаточность требований – запретов», тем выше показатели подростков по шкале «Покорный» (rs= 0,526 при p0,01).
10. Чем выше показатели родителей по шкале «Неустойчивость стиля воспитания», тем выше показатели подростков по шкале «Властный» (rs при= 0,530 p0,01).
Значимых показателей по шкалам среди подростков не оказалось, что свидетельствует о наличии различных степеней проявления той или иной особенности характера. Присутствуют дети как с гармоничным поведением, там и дети, имеющие определенные трудности.
Нами были выявлены следующие взаимосвязи : между гиперопекой и властностью, независимостью; потворствованием и недоверчивостью; чрезмерностью требований – запретов, властностью, независимостью, агрессивностью, недоверчивостью; недостаточностью требований – запретов и недоверчивостью, покорностью; неустойчивостью стиля воспитания и властностью; фобией утраты ребенка и властностью; вынесение конфликта в сферу воспитания и властностью, независимостью, агрессивностью; предпочтением женских качеств и агрессивностью.
Исходя из полученных результатов работы, можно выделить несколько направлений работы. А именно работа с родителями, может строиться в виде классных часов, родительских собраний и работы с самими подростками, например, работы в виде тренинга. Информируя родителей нужно рассказывать об особенностях подросткового возраста, в частности о физиологических изменениях в организме подростка, о психологических трудностях и о кризисе подросткового возраста, помочь родителям под другим углом взглянуть на свои действия и оценить эффективность тех или иных воспитательных методов[1].
Работая с подростками целесообразно использовать групповую форму работы, так как в подростковом возрасте идет смена ведущей деятельности. Общение со сверстниками становится приоритетным [3]. Тренинг должен быть направлен на развитие коммуникативных навыком, снижение тревоги, а также на принятие себя и окружающих. В работу следует включать как детей с гармоничным поведением, так и детей, имеющих трудности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что действительно чрезмерные требования родителей связаны с негативными поведенческими проявлениями подростков, существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и межличностным взаимодействием подростков. Но мы дали рекомендации, с помощью которых можно откорректировать воспитательные методы родителей, научить подростков правильно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, минимизировать негативные проявления, а также установить доверительные отношения между родителями и детьми.
Список литературы:
1. Вассерман, Л. И. Родители подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына – СПб. : Речь, 2004. – 160 с.
2. Драгунова, Т. В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология / Т. В. Драгунова. – М. : Академия, 2011. – 255 с.
3. Коваленко, И. А. Преодоление границ родители-подростки / И. А. Коваленко // Науч. достижения и открытия молодежи. – 2017. – № 5. – С. 1060–1062.
4. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына,, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб. : Питер, 2013. – 269 с.
5. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2010. – 452 с.
6. Челышева, И. Б. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста / И. Б. Челышева // Науч. поиск. – 2012. – № 2. – С. 28–31.
7. Харламова, Т. М. Родители и дети: психология и взаимоотношения [монография] / Л. М. Баландина, Д. М. Корниенко. – Пермь : Изд-во Перм. гос. гуманитар. ун-та, 2013. – 24 с.