Якуш Ольга
Одаренность в контексте детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
О. Е. Якуш, Н. С. Стегнина
Дошкольный возраст – интенсивный период для развития одаренности. Однако, анализ программ дошкольного воспитания показал, что меры, направленные на систематическое развитие детской одаренности, практически отсутствуют. Все чаще и чаще родители одаренных детей приходят на консультации к специалистам по вопросам детско-родительских отношений.
Темочки:
- Работа с одаренными детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
А также, психологи и педагоги дошкольных организаций, работающие с интеллектуально одаренными детьми, все больше убеждаются в том, что особенности и необычность таких детей обусловлены не только их познавательными возможностями, сколько личностной организацией в целом.
Т. В. Якимова отмечает, что специфика личностной структуры одаренного ребенка – неординарные, интеллектуальные способности и познавательная мотивация, опережающие возрастные нормы, в сочетании с эмоциональной незрелостью, далеко отстающей от возраста, - является мощным стабилизатором дисфункции таких семей. И как любой стабилизатор, эта негармоничность личностной организации закрепляется и углубляется в дисфункциональной системе. Поэтому, такие дети часто оказываются в своеобразной ловушке: расхождение между интеллектуальным потенциалом и эмоциональной незрелостью способствует расцвету познавательных способностей в детстве и возникновению проблем самореализации в дальнейшем, оставляя жить иллюзиями прежней исключительности [ 5 ].
Опираясь на концепцию одаренности по Богоявленской Д. Б., выделяют одаренность с гармоничным и дисгармоничным типом развития [1].
Одаренность с гармоничным типом развития:
• соответствующая возрасту физическая зрелость;
• высокие достижения в определенной предметной области;
• успехи в выбранной профессиональной деятельности;
• стремление к творческой деятельности;
• повышенная самостоятельность, развитость метакогнитивных навыков (целеполагание, выбор способов решения задач, самооценка и пр.);
• огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом;
• устойчиво высокая самооценка;
• независимость (автономность).
В целом эта группа детей с признаками одаренности характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу.
Одаренность с дисгармоничным типом развития:
• высокий уровень отдельных способностей и достижений;
• неравномерность развития различных психических качеств, некоторые психические сферы (эмоциональная, социальная, физическая) часто отстают в развитии;
• наличие психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем;
• противоречивость самооценки;
• возможная болезненная неудовлетворенность собой и результатами своего труда;
• повышенная эмоциональная чувствительность, реактивность;
• проблемы, связанные с физическим развитием;
• отчужденность от группы сверстников.
В своей работе мы также встречаемся с такими типами одаренности детей, чаще с дисгармоничным. В связи с этим, считаем целесообразным сопровождение данной категории детей и их родителей с целью предупреждения проблем в сфере детско-родительских отношений, личностных нарушений и поведенческих отклонений.
Для этого в нашей образовательной организации своевременно выявляются дети с предпосылками одаренности, проводится специальная работа по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия социально-психологической службы, воспитателей, узких специалистов.
Однако, опыт нашей работы с одаренными детьми показывает, что родители склонны к переживанию неуверенности в своей родительской компетентности и эффективности воспитания в понимании специфики одаренности ребенка [5].
В связи с этим, мы организовали работу семейного клуба «Я-родитель одарённого ребенка!», где родители одаренных детей сопровождаются по программе, целью которой является создание системы мероприятий, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей одаренных детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Под психолого-педагогическим сопровождением семей одарённых детей дошкольного возраста понимается специально организованное взаимодействие одарённых детей, их родителей и специалистов, владеющих знаниями в области выявления, развития, воспитания, а также умеющим оказать психологическую помощь и поддержку интеллектуально одарённым детям.
Одним из основных направлений такого сопровождения стало развитие познавательной, творческой активности, исследовательского поведения как интеллектуально-творческих компонентов одарённости в дошкольном возрасте [4].
Задачи:
1. Оказать психолого-педагогическую поддержку семьям воспитанников, имеющих одаренных детей.
2. Активизировать родителей в работе семейного Клуба, обогащать воспитательные умения, навыки родителей в вопросах интеллектуального и творческого развития ребенка.
3. Формировать в них уверенность в собственных педагогических возможностях, раскрывать потенциал семьи.
4. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, положительной эмоциональной взаимоподдержки.
5. Разработать психолого-педагогическую диагностику родителей одаренных детей в дошкольном возрасте.
6. Разработать систему мероприятий с целью просвещения по вопросам компетентности родителей одаренных детей.
7. Разработать систему профилактических мероприятий для родителей одаренных детей с целью коррекции детско-родительских отношений, решения личностных проблем и эмоционального благополучия.
В своей программе клуба мы руководствовались принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- учет индивидуальных потребностей семьи, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогических работников Организации) и детей;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
-принцип открытости и информированности о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях;
- принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Задача педагогов заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил чужие знания, а постарался построить свою концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности.
Основные формы работы клуба: семинары – практикумы, тренинги, мастер – классы, совместная игровая и творческая деятельность.
Программа сопровождение семей одаренных детей рассчитана на два года и имеет свои этапы.
1 этап: психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников и их семей (беседы с педагогами, заполнение индивидуальных карт на воспитанников, диагностика родителей, формирование банка данных семей одаренного ребенка).
2 этап: непосредственное сопровождение семей одаренного ребенка - семинары – практикумы, тренинги, мастер – классы, консультации, совместная игровая и творческая деятельность (подготовка и участие в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах, викторинах).
3 этап: промежуточная диагностика достижений воспитанников, анализ результатов совместной деятельности. Коррекция программы в соответствии с выявленными проблемами и результатами и разработка индивидуального маршрута по дальнейшему развитию одаренности.
4 этап: дальнейшее сопровождение семей с учетом корректировки индивидуального маршрута.
Результат работы клуба – портфолио, копилка достижений, дневник одаренного ребенка (не обязательный отчетный документ).
В целом можно заключить, что результатом совместной работы клуба является понимание того, что одаренность детей произрастает из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависит от того, как эта личность разовьется. И помочь в этом, должны мы, взрослые.
Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность выбранной темы и рекомендовать специалистам уделять большее внимание проблеме систематической работы с родителями одарённых детей. Так как от неё зависит результат воспитания и формирования всесторонне развитой личности ребенка, а, следовательно, и всего будущего поколения.
Литература:
1. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности : понятие, виды, проблемы. М., 2005.
2. ЖутиковаН. В. «Психологические уроки обыденной жизни» https://schoolfurmanov.narod.ru/roditelam.html ( дата бращения:12.08.2018)
3. Козлова Е. А. К вопросу об одаренности детей https://moluch.ru/archive/125/34511/ ( дата обращения:14.08.2018)
4. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М. ; Воронеж, 2003
5. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
6. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
7. Юркевич В. С. Одаренный ребенок : иллюзии и реальность https://lib.exdat.com/docs/1199/index-10496.html(дата обращения:14.08.2018)
8. Якимова Т. В. Одаренный ребенок в контексте семейных отношений. //Психолог в детском саду, 2005, №2.