Папки-передвижки

Статья «Одаренность. Признаки с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности»

Ольга Марковская
Статья «Одаренность. Признаки с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности»
▼ Скачать + Заказать документы

Характеристика особенности личности ребенка

с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности

Как уже отмечалось, различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение происходит на основе сравнения различных показателей со средней возрастной нормой достижений. Одаренные дети превосходят своих сверстников. Однако именно эти дети имеют серьезные проблемы, которые требуют пристального внимания со стороны психологов, педагогов. Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

Публикация «Статья „Одаренность, Признаки с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности“» размещена в разделах

Одаренность с гармоничным типом развития - это «счастливый» вариант развития ребенка. Такие дети отличаются физической зрелостью в соответствии со своим возрастом, их высокие достижения сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило именно эти дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Другое дело – дети с дисгармоничным типом развития. Здесь наблюдается неравномерность развития различных психических качеств, а подчас ставит вопрос о наличии одаренности как токовой. Так как у этих детей много проблем их часто относят к «группе риска».

Необходимо отличать одаренного ребенка от очень способного ребенка. Одаренный ребенок стремится к познавательным ситуациям, они вызывают радость, несмотря на трудности. Он получает удовольствие от самого процесса, при непонимании чего-то легко признается в этом. Способный ребенок всегда думает о своем статусе, его волнует всегда результат. Отсюда и отношение к оценке взрослого: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, способный – результату и оценке. Одаренного ребенка нельзя постоянно хвалить. Необходимо его приучать к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается.

Особенности личности с гармоничным типом развития.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких детей. Они не ограничиваются теми требованиями, которое содержит задание, они открывают новые способы решения заданий и проявляют большую самостоятельность. Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, наличие ярко выраженной внутренней мотивации.

Но одаренность распространяется не на все виды деятельности. Чаще наблюдается специфичная направленность познавательной мотивации, она направлена на те области, которые связаны и ведущими способностями ребенка. При этом ребенок может не проявлять интереса или вообще игнорировать неинтересные ему области. Характерной особенностью являются задаваемые вопросы. Дети буквально «засыпают» педагогов, родителей вопросами, сложность и глубина которых намного превышает аналогичные показатели их сверстников.

Для значительной части одаренных детей характерен перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок подолгу переделывает законченную работу (рисунок, модель, добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Педагогам и родителям необходимо такую требовательность ввести в разумные рамки, чтобы это не перешло в «самоедство».

Со сверстниками ситуация выглядит лучше. Как правило, сверстники к одаренным детям относятся с уважением. Благодаря своим способностям и при условии принятия их взрослыми эти дети впоследствии в школах становятся лидерами. В противном случае они становятся «отрицательными» лидерами.

Ярким примером гармоничного типа развития личности является Арина М. Арина показывала незаурядные способности во всех сферах: художественно-эстетической (принимала участие в концертах, конкурсах, выставках, интеллектуальной (программный материал осваивала с легкостью, чрезвычайно пытливая и любознательная); имеет хорошее физическое развитие. Дети предпочитали выбирать ее партнером в играх и она была хорошим организатором и руководителем. В семье является фактически единственным ребенком, родители уделяют большое внимание развитию ребенка.

Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития.

У части одаренных детей с дисгармоничным типом развития отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития, которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Для них типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Другие сферы не поспевают за бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. У одаренных детей высокая самооценка. Однако, иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью – от очень высокой, до очень низкой. Такие дети нуждаются в психологической поддержке.

Стремление добиться совершенства характерно и для этих детей. В целом перфекционизм носит позитивный характер. Однако повышенная требовательность может превратиться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда. Это может вызвать стрессы, длительное переживание своих неудач.

Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Наблюдается повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность. События, не слишком важные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний.

Повышенная реактивность проявляется в склонности к бурным аффектам. Эти дети могут производить впечатление истеричных, а в сложных ситуациях проявляют явно инфантильную реакцию. Иногда их эмоциональность носит скрытый характер: излишняя застенчивость в общении, трудности засыпания, психосоматические заболевания.

Весьма трудным для этих детей является самоконтроль в поведении. Часто дети занимаются только деятельностью интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Другую деятельность они избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых.

У многих одаренных детей с дисгармоничным типом развития заметны проблемы с физическим развитием. В определенной степени этому потворствуют родители. В конечном итоге возникает специфичная ситуация, будучи в определенном отношении «трудоголиками» к любимому труду, не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженных волевые усилия.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В силу неравномерности развития, у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности, сопровождаться недоумением со стороны детей или насмешками. Иногда жизнь у ребенка складывается драматическим образом (ребенка бьют, обзывают, унижают). Присущая всем одаренным детям неконформность усиливается. Это приводит к отчужденности ребенка от группы сверстников и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или более старших детей, или только взрослые.

Очень много зависит от личности самого педагога. Если педагог может принять ребенка таким какой он есть, понимает своеобразие личности ребенка с дисгармоническим типом развития, то результат будет положительный.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение одаренных детей этого типа к «группе риска».

Публикации по теме:

«Музыкальная одаренность» Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения.

Физическое воспитание, как средство выявления и развития одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада Тип проекта: исследовательский По тематике : комплексный По срокам реализации:6 месяцев Цели проекта: 1. Выявление одаренных детей. Для.

Фотоотчёт «Признаки весны. Май»Фотоотчёт «Признаки весны. Май» Кто наблюдает за нашими фотоотчётами знает, что каждый месяц мы с нашими ребятами превращаемся в исследователей и исследуем окружающую нас.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования 1часть. Введение «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться» А. Экзюпери Президентом РФ 03.04.2012 утверждена Концепция.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования 2 частьМодель деятельности по развитию одаренности Деятельность по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум на-правлениям:.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования .

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования 4частьИнтеграция нетрадиционных изобразительных техник с образовательными областямиПри реализации Модели соблюдался принцип взаимосвязи.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования 5 часть Заключение Результаты, достигнутые при работе по Модели стали возможными благодаря сформированному взаимодействию с коллегами,.

Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста С момента поступления ребенка в детский сад начинается пристальное наблюдение и педагогов, и психолога за ходом развития малыша, его индивидуальными.

Выявление одаренности в ДОУВыявление одаренности в ДОУ В нашем саду в марте месяце проходил районный семинар по теме: «Одаренные дети в ДОУ», наш садик представил работы Кольчуриной Валерии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Одаренность. Признаки с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности»
Опубликовано: 16 сентября 2015 в 16:13
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Одаренность. Признаки с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Марковская (УИ 336435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД