Светлана Наливайккина
ООД по измерению температуры «Воробьишкина весна» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ООД «Воробьишкина весна», Измерение температуры (подготовительная группа)
Тема месяца:Любовь и доброта.
Тема недели: Приметы весны
Рассказы Н. Сладкова из книги «Воробьишкина весна».
Измерение температуры.
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание»
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Публикация «ООД по измерению температуры „Воробьишкина весна“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Воробей, воробышек
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цели: учить воспринимать короткие литературные произведения; объяснять непонятные слова; совершенствовать умение ставить вопросы к тексту, отвечать на поставленные вопросы, подбирать слова, используя рифму, различать простейшие случаи многозначности слов; продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами; закреплять умение рисовать по образцу; развивать эстетическое восприятие; познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы; развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности; активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; упражнять в подборе антонимов к прилагательным и глаголам; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе;
Планируемые результаты: имеет представление о сезонных изменениях в природе; знает особенности жизни растений весной; составляет пересказ прочитанного рассказа, употребляя в речи сложные предложения разных видов; выполняет рисунок, соблюдая пропорции; доброжелательно оценивает работы сверстников, аргументирует свое мнение.
Материалы и оборудование: бумага белая, карандаши цветные, простой карандаш; разные термометры (водный, медицинские, комнатный, уличный); два тазика с холодной и горячей водой, чашка чайная, блюдце; презентация «Термометры»; картинки к рассказу Н. Сладкова «Воробьишкина весна», картинки с временами года.
Содержание организованной образовательной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети! Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Маленький мальчишка
В сером ярмичишке
По двору шныряет
Крошки собирает.
Дети: Воробей.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста на какие две группы делятся птицы?
Дети: Перелетные и зимующие.
Воспитатель: Воробей птица какая?
Дети: Зимующая.
Воспитатель: Правильно. Сегодня я расскажу вам много интересного об этой маленькой птичке. По-своему очень красива эта птичка. Черные пятна, коричневые полоски, беловатое брюшко - узор очень симпатичный. Воробей-птица очень самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется.
Воспитатель: Ребята, чем питается воробей в холодный период?
Дети: зернами, хлебными крошками, семечками тем, что он может найти, находясь рядом с человеком.
Воспитатель:Если воробей найдет где-нибудь что-то съедобное, то сразу и других воробьев зовет. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются. Что защищает воробья от мороза?
Дети: Перышки и пуховая шубка.
Воспитатель: Когда воробью холодно, он распускает перышки, становясь похожим на меховой шарик. Не сразу сквозь пушистую защиту мороз доберется.
Воспитатель: Ребята! Из того, что я вам рассказала, что можно сказать о воробье? Какой он?
Дети: Добрый, щедрый, дружелюбный, заботливый.
Воспитатель: Как вы думаете, чему можно научиться у воробья?
Дети: Доброте, заботе, дружелюбию, милосердию.
Воспитатель: Ребята! А какое милосердие может проявить человек по отношению к воробью?
Дети: Покормить, насыпать зерен, дать пищу.
Воспитатель: Молодцы! Это действительно так.
Птицы очень похожи на людей, по своим поступкам и поведению.
Отгадайте загадку:
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава. Какое это время года?
Правильно, весна. А как вы догадались? О чем говорится в загадке?
Вставайте в круг.
Назовите признаки весны, передавая мяч друг другу.
Дети: Стало теплее, светит ярко солнце, тает снег, бегут ручьи, птицы чирикают весело, нет морозов, появляются проталины, капают сосульки, день становится длиннее, люди одевают весеннюю одежду и обувь.
2. Чтение рассказа Н. Сладкова из книги «Воробьишкина весна».
Воспитатель: Ребята послушайте рассказ Н. Сладкова «Воробьишкина весна»
«Всю зиму воробей Чив прожил в старой печной трубе. Долго тянулись страшные зимние ночи: стрелял мороз, ветер тряс трубу и сыпал сверху ледяную крупку. Зябли ножки, иней вырастал на пёрышках.»
Воспитатель: Расскажите, где жилворобей Чив?Как ему жилось?
Дети: отвечают
Воспитатель: «Великий день»
Каждый день выше солнце. Каждая ночь хоть на воробьиный скок, а короче.
И вот пришёл он — Великий день: солнце поднялось так высоко, что заглянуло к Чиву в чёрную трубу.
Воспитатель: Что это –за великий день?
Расскажите, что произошло в природе?
Дети: отвечают
Воспитатель: «Сосулькина вода»
На крышах сосульки. Днём с сосулек капает вода. Это особая вода — сосулькина. Чив очень любит сосулькину воду. Перегнётся с карниза и ловко подхватит клювом сосулькину капельку, похожую на капельку солнца. Напившись воды, Чив начинает так отчаянно прыгать и чирикать, что прохожие останавливаются, улыбаются и говорят: «Ожил, курилка!»
Воспитатель: Расскажите, что любит Чив? Опишите, как воробей Чив подхватывает клювом «сосулькину воду». Как ведет себя воробей, когда напьется воды?
Воспитатель: Объясните слово «карниз».Если мы не знаем, что обозначает то или иное слово, где мы можем узнать его значение?
Дети: отвечают
Заглянем в словарь русского языка С. И. Ожегова. (Карниз (от греч.) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены, защищая их от осадков.)
Музыкальная физкультминутка:«12345 начинаем танцевать»
3. Опытно-исследовательская деятельность.
Воспитатель: Ребята, воробей Чивочень любопытный ему все интересно. Он хочет знать, что за предмет висит на окне? Послушайте загадку:
"И в жару, и в мороз
За окном стеклянный нос,
Чтоб в любое время года
Знали мы, что за погода".
Воспитатель: (достает термометр, показывает). Молодцы, ребята, вы отгадали загадку. Это термометр. А для чего он нам нужен? (Ответы детей). С помощью термометра мы измеряем температуру. Этот термометр самодельный, большой, чтобы вы лучше видели, из чего он состоит. Что есть у термометра? (Ответы детей).
У термометра есть корпус, шкала, деления с цифрами, ртутный столбик. Кто из вас знает, что означает слово термометр?
Дети: отвечают
Где мы можем узнать значение этого слова? (Словарь).
Заглянем в словарь русского языка С. И. Ожегова. Термометр - прибор в виде стеклянной запаянной трубки для измерения температуры.
Что такое термометр?
Дети: отвечают
Воспитатель: Как расшифровать слова термометр, градусник? (термо- температура, метр- измерение; градусник- измеряют градусы)
Ребята, а как вы думаете, какие бывают термометры?
Дети: отвечают
Что можно измерять термометром?
Дети: отвечают
Воспитатель: Верно, термометр необходим нам для измерения температуры тела, горячей и холодной воды, температуры на улицы и в помещении. Термометры бывают разные (показывает): водный, комнатный и уличный, медицинский.
(показывает медицинские термометры)
Какие термометры (медицинские)
(Ртутный и электронный.) Рассматривают термометры. Сравнивают.
(показывает комнатный и уличный термометры)Сравнивают.
Воспитатель: Ребята вы мне скажите, как нужно обращаться с термометрами и почему?
Дети: отвечают
Воспитатель
Походим в нашу лабораторию. У вас на столах-термометры. Рассмотрим.
- Это какой термометр?
- Что есть у термометра?
Дети: У термометра есть корпус, шкала, деления с цифрами, ртутный столбик
- Что внутри термометров? (окрашенный спирт)
- Как действует термометр если тепло, холодно? (спирт расширяется, поднимается по трубке, сужается- опускается)
- Можно ли измерить температуру воздуха в помещении уличным термометром?
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю провести серию опытов
-Как вы думаете, где температура воздуха ниже на улице или в группе и почему? (дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе, делают вывод, что на улице температура воздуха ниже).
-Почему в группе теплее, чем на улице (защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, лампы влияют).
1опыт – Подышали на ладошку. Тепло или нет?
2 опыт – Посмотрим, действительно ли лампы могут обогревать воздух
Я вам предлагаю отметить температуру воздуха в группе и запомнить.
А теперь положим наши термометры под лампу. (настольную лампу включить + термометр)
А мы свами пока на термометрах из бумаги отметим фломастером температуру в группе.
(Отмечают температуру на начало опыта.)
-Что у нас показывают наши термометры? Температура стала выше.
Вывод: Лампы и наше дыхание влияют на температуру воздуха в группе.
Воспитатель: Что влияет на температуру воздуха на улице? (время года, солнце, ветер и т. д.)
- У меня в руках термометры с разной температурой воздуха (карточки с изображением термометров)
Задание: Определите температуру воздуха и подберите время года, какое подходит к температуре. (Дети определяют, выбирают карточки со временем года, объясняют) .
- 20° - зима
0° - поздняя осень, может быть, начало зимы и т. д.
- В какой стране у нас всегда плюсовая температура? (Африка). Холодно? (Север, Северный полюс)
Воспитатель: Ребята я хотела напоить Чива водичкой, но забыла в каком тазике какая вода? В одном тазике горячая вода, а другом – холодная. А как можно узнать где какая вода?
Можно ли воздушным термометром определить температуру воды?
Дети: (Нет. Лопнет).
Значит нам нужен, какой термометр? (Водный)
Рассматривают, что защищает водный термометр.
1. опыт:
Давайте определим температуру воды с помощью термометра.
Как вы думаете, в какой воде столбик термометра поднимется вверх, а в какой опустится в низ?
Делают опыт.
(И в горячей и в холодной столбик поднимается выше нуля, почему)
Что происходит при температуре 0° (вода превращается в лед) .
Вывод: какую бы холодную воду не налили, температура будет выше 0°.
При 0° вода превращается в лед, а если будет 100°, что произойдет с водой? (закипит)
2. опыт: Чтобы напоить нашего воробья мы нальем в чашку и блюдце горячей воды. Где быстрее остынет? (Предположения детей).
Пока остывает, поиграем.
Д/и «Скажи наоборот».
Растаял – замерз
Здоровый – больной
Холодно – тепло, жарко
Высокая – низкая
Остыл – нагрелся
Поднялся – опустился
Проверяют опыт. Почему быстрее остыла вода в блюдце? (широкое, чашка – узкая).
Вывод: В широкой посуде вода остывает быстрее.
Воспитатель: Ребята напомним Чиву с какими термометрами мы познакомились.
Мы с вами рассмотрим разные термометры.
Показ слайдов: «Термометры»
Дети: отвечают
Воспитатель: Принцип действия у всех термометров одинаковый. (спирт расширяется, поднимается по трубке, сужается- опускается)
4. Рисование воробья
Воспитатель: Мы сегодня с вами познакомились с воробьем Чив. Я вам предлагаю нарисовать ему друзей. Рассмотрите этапы изображения воробья. Расскажите, как вы будете изображать воробья?
Физминутка
Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят
(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)
Погулять они хотят и тихонечко летят.
(встают, взмахивают руками)
Полетели, полетели и на веточки уселись.
(Звучит аудиозапись воробьиного чириканья.)
Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.
Итог занятия.
Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами читали рассказ Н. Сладкова «Воробьишкина весна»: отгадывали загадки, а что мы еще сегодня делали?
Дети: Играли в интересные игры, называли признаки весны, измеряли температуру, рисовали.
Воспитатель: Что больше всего понравилось (Ответы детей).
Какие все молодцы! Вы порадовали меня и гостей своими знаниями. Солнце радостно смеётся,
Звон капели раздаётся.
Ручейки звенят, бегут.
Птицы весело поют.
Шагает по земле весна,
В гости к нам она пришла.
- Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей.
Маленькое солнышко возьми дружок скорей. (Ребятам раздаются маленькие солнышки с прикреплёнными к ним шоколадными медальками)