наташа толстихина
ООД в старшей логопедической группе «Пришла весна, прилетели птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Расширять и уточнять представления детей о весенних изменениях в природе.
• Расширять знания о птицах (особенностях их внешнего вида, условиях обитания).
• Углублять интерес к птицам, учить выделять и называть их характерные особенности лепить жаворонков из соленого теста.
• Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять, защищать её.
• Продолжать формировать основы системного мышления, логического анализа окружающей действительности.
Публикация «ООД в старшей логопедической группе „Пришла весна, прилетели птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение произведений о природе «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь» и др. загадывание загадок, наблюдения на прогулках за изменениями в природе, за птицами, рассматривание живописных полотен, иллюстраций к произведениям Чарушина., изготовление кормушек для птиц зимой, заучивание стихов о природе.
Демонстрационный материал: иллюстрации 4 времён года, цветные карточки перелётных и зимующих птиц, аудиозапись с звуками пения птиц, мяч.
Раздаточный материал: на каждого ребёнка карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, соленое тесто, набор для лепки.
Воспитатель: Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. А сейчас Егор прочтёт вам отрывок из стихотворения. А вы должны угадать, о каком времени года идёт речь, и как вы об этом догадались
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник. /С. Маршак/ (Дети определяют время года, о котором идёт речь в стихотворении, называют его признаки).
Воспитатель: А сейчас посмотрите на картины. Рассмотрите их и выберите картину о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна. Поможет вам в рассказе мнемотаблица. Дети: Снег потемнел, кое-где видна земля, небо голубое, ярко светит солнце, журчат ручьи, прилетели птицы…А какие приметы весны вы ещё знаете? (ответы детей).
Воспитатель: А без кого весна, не весна?
Дети: Без птиц. Воспитатель: А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (дети перечисляют). Как мы называем птиц, которые зимуют с нами?
Дети: Птицы, которые зимуют с нами, называются зимующие.
Воспитатель: Посмотрите на карточку и назовите их. Дети: воробей, сорока, ворона, голубь, синица, дятел … Воспитатель: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? Дети: Птицы, которые прилетают, к нам из тёплых краёв называются перелётными. Воспитатель: Найдите на карточке перелётных птиц и назовите их. Дети: ласточка, скворец, грач, лебедь, журавль…
А в давние времена старые люди говорили, что с 22 марта «зима кончается, а весна начинается». И все были уверены, что в этот день с юга прилетают сорок разных птиц, открывая путь весне и теплу. И первая из этих птиц – жаворонок.
В этот день в каждом деревенском доме хозяйки пекли из теста «жаворонков» - печенье в виде птичек с распростёртыми крылышками, с хохолками и глазами – горошинками. Часть свежеиспеченных птиц дети съедали, а часть использовали для приманивания настоящих птиц.
Высоко подняв своих жаворонков над головой, дети бегали звать настоящих жаворонков, а с ними и весну и тепло.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
Со временем птичек стали печь как сувениры, украшение. Вот и мы с вами сейчас, ребята, будем лепить жаворонков из солёного теста.
Воспитатель показывает приё мы лепки: из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки, чечевицу или изюм – вот и глаза.
Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и приступить к работе.
По окончании работы дети выкладывают жаворонков на противень, рассматривают их, воспитатель подводит итог: у всех ребят жаворонки получились, как настоящие и теперь отправляются на просушку
ИГРА «Кто лишний».
Воспитатель: Ребята, а скажите что общего у всех птиц? Дети: У всех птиц есть голова, клюв, 2 лапки, крылья, хвост, тело покрыто опереньем, на лапках есть коготки. … Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга? Дети: Птицы бывают большие, а бывают маленькие. Разный цвет оперенья, размер крыльев, форма хвоста, форма клюва, по разному передвигаются.
Физ. минутка.
«Сел на ветку снегирёк»
/Включаю аудиозапись пения птиц/.
Воспитатель: А чем же заняты птицы весной? Дети: Они ремонтируют старые гнёзда и строят новые. Воспитатель: А где птицы стоят свои гнёзда? Дети: Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах. Воспитатель: А из чего птицы строят свои гнёзда? Дети: Из сухих травинок, соломы, веточек, кусочков мха…
Воспитатель: Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у птиц? Дети: Отложить яйца и вывести птенцов. Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца. Дети: Мама – птица, самка. Воспитатель: Кто вскармливает и растит потомство? Дети: Оба родителя и мама, и папа. Упражнение на расслабление: «Воробей живёт под крышей».
Воспитатель: Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам весною, в постройке жилищ?
Дети: Сделать скворечники и развесить их, разбросать лоскутки, развесить вату по кустам. Дидактическая игра «У кого кто?» /с мячом/.(У совы- совята, у кукушки-кукушата, у скворчихи-скворчата, у галки-галчата, у вороны- воронята, у сороки- сорочата, у журавля- журавлята, у совы – совята).
Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносят птицы?
Дети: Питаясь насекомыми, они помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки, разносят семена растений. Их пение поднимает настроение, делает жизнь лучше. Воспитатель: А как вы думаете, что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? Дети: Некому будет защищать сады, леса, парки, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.
Воспитатель: Природа имеет очень большое значение в жизни людей. Но люди не всегда отвечают ей добром. Как люди вредят природе? Ломают ветки деревьев, рвут красивые цветы, разоряют гнёзда птиц, ловят для своего развлечения бабочек, стрекоз, разных жуков. Скажите можно ли так вести себя? Дети: Нет нельзя. Воспитатель: Охрана природы – обязанность каждого человека. Жизнь растений, многих животных и птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в вашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.
-Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут унижены они,
На планете мы останемся одни…
Воспитатель: Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам весною, в постройке жилищ?
Дети: Сделать скворечники и развесить их, разбросать лоскутки, развесить вату по кустам.
Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдем на прогулку и разместим домики для птиц на деревьях на нашей площадке. Возьмем наших жаворонков и приманим птиц в домики, позовем Весну - красну.