Семененко Раиса Сергеевна
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Весна, весна на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весна, весна на улице»
Задачи:
Образовательные:
закреплять знания детей о словах: слова-предметы, признаки, действия;
упражнять в составлении предложений по схемам;
различать понятия «звук», «слово», «слог», «предложение»;
упражнять в делении слов на части;
делать звуковой анализ слова;
составлять слова из слогов;
Развивающие :
развивать логическое мышление, речь и память детей.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе „Весна, весна на улице“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Материал и оборудование:
Макеты деревьев (цветущее, с зелеными листочками, травы; иллюстрации с изображением весны; схема предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов (по количеству детей, образец; весеннее оформление группы; указка, резиновый мяч, бубен, фишки (красного, синего цвета, мнемотаблица (весна)
Ход НОД:
Дети зашли в группу и поприветствовали гостей.
1. Организационный момент.
Предлагаю детям отгадать загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
Раскрываются почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваются,
Посевы поливаются,
Движения полна,
Зовут меня (Весна).
- Значит, к кому мы отправимся в гости?
- Верно к Весне!
- Ребята назовите три весенних месяца.
- Какими стали дни весной?
- Как светит солнце?
- Почему растаял снег и лед на реках?
- Какие изменения происходят весной с растениями?
- Почему весной начала расти трава?
- Почему зазеленели деревья и кустарники?
- Какие цветы расцвели первыми?
- Где их можно увидеть?
- Почему появляются насекомые?
- Какие птицы прилетают к нам первыми?
- Почему они вернулись к нам?
- Как изменилась жизнь диких животных с наступлением весны?
- Что делают люди весной на полях, в огородах?
- Почему весной хорошо все растет? (много света, влаги, тепла).
- И у нас, ребята в группе, как вы уже успели заметить, царит весеннее настроение. Давайте пройдем на весеннюю лужайку (ковер) сделаем красивый круг и поиграем в игру.
- Посмотрите, в травку закатился наш мяч, для того, чтобы помочь вам подобрать к слову ВЕСНА красивые слова – признаки.
2. Слова предметы, признаки, действия.
«Игра с мячом»
(красивая, теплая, пахучая, долгожданная, цветущая, ранняя и т. д.)
- Молодцы, ребята, вы вспомнили и назвали красивые слова (определения).
- А теперь вспомните и назовите слова-действия.
- Что можно делать весной? (сажать цветы, сеять семена, слушать пение птиц, мастерить скворечник и т. д.).
-Вы назвали слова… (действия).
- Молодцы, хорошая у вас память, ничего не забыли!
3. Составление рассказа по мнемотаблице.
Предлагаю детям присесть за столы, отдохнуть немного, и пользуясь мнемотаблицей помочь составить красивый рассказ.
«Пришла весна».
Весной солнце светит ярко и посылает много тепла. Дни становятся длиннее, а ночь короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом напоила растения от долгого зимнего сна. На проталинах зацвели первые весенние цветы: подснежник, мать-и-мачеха, ландыш. Распустились цветки на иве, ольхе, орешнике, затем лопнули почки на других деревьях и кустарниках, и они покрылись зелеными листочками. Зазеленела трава. В мае зацветают фруктовые деревья. Цветет черемуха, сирень. Появились насекомые: мухи, пчелы, бабочки. У белки, зайца и других зверей появились детеныши. Все звери сменили теплую, пушистую, зимнюю шерсть на более редкую, а некоторые изменили и её окраску. У зайца шерсть стала серой, у белки рыжей и т. д. Из теплых стран вернулись птицы и сразу принялись за постройку и ремонт гнезд. В гнезда они отложили яйца. А некоторые – воробьи, скворцы – успели уже вывести птенцов.
Много забот у людей весной : вскапывают землю, сеют в клумбы семена цветов, сажают рассаду, в грядки сеют семена овощей.
Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.
- Ребята, какие же вы молодцы!
- С вашей помощью у нас получился такой замечательный рассказ о весне!
- Давайте и мы с вами подышим чудесным весенним воздухом.
4. Дыхательная гимнастика.
- И так,вдыхаем запах весны!
- Весной воздух какой? (чистый, свежий, прозрачный, душистый, ароматный – повсюду разносится запах цветущей сирени, черемухи, яблонь ит. д.
1. Глубокий вдох через нос, задержать дыхание. Выдох через рот.
2. По 3 раза – ВДОХ – задержать дыхание.
По 3 раза – ВЫДОХ.
5. Составление предложения по опорным словам. Запись схемы предложения.
- Ребята вспомните из чего же состоит наш рассказ? (из предложений).
- А какое предложение вам больше всего понравилось? (Талая вода напоила почву).
- Сколько слов в этом предложении? (Четыре слова).
- Назовите первое слово? (Талая).
- Назовите второе? (Вода).
- Назовите третье слово? (Напоила).
- Назовите четвертое слово? (Почву).
- Ребята вы сейчас придумаете предложения к предложенным схемам и выполните их. Тот, кто справится первым, выйдет и выложит у доски. Затем мы проверим, верно ли вы справились с заданием, но перед этим я предлагаю сыграть вам еще в игру: «Доскажи словечко»
Предложение начинается с … (большой буквы).
Предложение состоит из… (слов).
Слова в предложении пишутся … (раздельно).
В конце предложения ставим … (точку).
В каждом предложении прячется … (мысль).
Предложение состоит из … слов.
- Какие слова вы знаете? (длинные, короткие).
- А чем они отличаются? (Длинные слова делятся на части, а короткие не делятся).
- А каким способом можно разделить слова на части? (ладошкой и ртом, шагами, хлопками).
6. Деление слов на части.
- Девочки поделите на части слово ЦВЕТЫ при помощи хлопков.
- Сколько частей в этом слове? (Две части).
- Назовите первый слог? (Цве).
- Назовите второй слог? (Ты).
- Мальчики, поделите слово ПТИЦЫ при помощи рта и ладошки. (аналогично).
- Разделите слово РУЧЕЁК при помощи шагов. (выполняют все дети).
- Сколько частей в этом слове? (Две).
7. Физминутка «Руки в стороны»
Руки в стороны, в кулачок.
Разжимай и на бочок.
Руки вверх,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук- тук! Тук – тук – тук!
Вокруг Кати сделаем большущий круг.
- Ребята, составьте предложение со словом ПТИЦЫ, ЦВЕТЫ.
Разбираем одно из предложений, составленное детьми:
/___. Прилетели птицы.
- Назовите первое слово?
- Назовите второе слово?
- Выложите схему предложения.
Кто из детей справится быстрее. Тот выходит и выкладывает схему предложения у доски.
• Составление предложений по картинкам.
8. Звуковой анализ.
- Ребята, кто помнит, из чего состоят слова? (из звуков).
- А какие звуки вы знаете? (гласные, согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Ребята, давайте выполним звуковой анализ слова ВЕСНА?
(В слове ВЕСНА пять звуков).
- Сколько гласных в слове? (Е, А).
- Сколько согласных? (три согласных звука – В, С, Н).
- Зарисуйте звуковую схему этого слова? (Один ребенок выполняет у доски)
ВЕСНА
- Ребята, чем отличаются звуки и буквы?
(Буквы – мы видим, читаем, пишем.
Звуки – слышим, произносим).
- Молодцы, вы верно справились с заданием, все хорошо запомнили и правильно отвечаете.
9. Игра «Собери слово»
- Ребята, хочу проверить насколько вы внимательными стали, поиграв в нашу любимую игру.
- Приготовились? Начали!
1. Черёмуха – МУ, ХА, РЕ, ЧЁ.
2. Грачи – ЧИ, ГРА
3. Ручеёк – ЧЕ, РУ, ЁК
4. Чайка – КА, ЧАЙ.
5. Подснежник – СНЕЖ, ПОД, НИК.
6. Ландыш – ДЫШ, ЛАН.
10 Итог занятия.
- Ребята, понравилось вам в гостях у ВЕСНЫ?
- Что нового узнали?
- Что больше всего запомнилось?
- Какая из игр была интереснее других, чем?
- Молодцы, вы все были активными, внимательными, старательными! Я вами горжусь и надеюсь, что в школе у вас будут одни только пятерки!
- Пришло время попрощаться с нашими гостями и все дружно скажем им: ДО СВИДАНИЯ!