юлия казаченок
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Кораблекрушение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.
Тема: «Кораблекрушение».
Программное содержание:
Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.
Задачи:
1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.
2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.
Раздаточный материал: Сахарный песок, речной песок, соль, опилки, камни, песок, стаканы с чистой водой каждому, ложки, разовые тарелки каждому.
Демонстрационный материал: Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории, презентация.
Ход организованной образовательной деятельности.
Ход НОД
На экране изображен корабль, который плывет по морю и начинается штор. В шторме корабль так раскачивает что с палубы корабля падают мешки с какими то веществами.
Шторм стихает, и мешки попадают на берег. Мешки попадают на берег. Но некоторые из них оказываются пустыми. Давайте узнаем, что же было в мешочках.
- Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.
-Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях. Перечислите.
Дети:
1. У воды нет запаха
2. Нет вкуса.
3. Она прозрачная.
4. Бесцветная.
5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.
6. Имеет вес.
Воспитатель: - Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учё ных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования:
Вправо, влево повернись,
В лаборатории окажись.
(дети подходят к мини-лаборатории).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?
Дети: - У нас в лаборатории появились мешочки.
Хотите узнать что лежит в этих мешочках? Отгадайте загадки:
1. Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище – каждому нужна (соль)
2. Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (сахар)
3. Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(камень)
4. Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? -. (песок)
Ребята у вас на столах пробирки с этими веществами, давайте их рассмотрим. Какие они?
Воспитатель: - Все эти вещества находились в мешочках давайте проверим как они взаимодействуют с водой.
Воспитатель: - Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?
Дети: - Фартуки.
(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).
Воспитатель: - Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с этими веществами:
Дети:
1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.
2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
I. Исследовательская работа:
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?
Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.
Воспитатель: - Давайте проверим.
Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.
Воспитатель: - Посмотрите и определите, какая там вода?
Дети: - Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.
Воспитатель: - Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.
Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.
Воспитатель: - Что произошло с сахаром, солью?
Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.
Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.
Камни не растворяются в воде вода остается прозрачной, а камни падают на дно.
Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами поработали и предлагаю нам отдохнуть.
(Дети садятся за другой стол и проводится игра.
Пальчиковая игра «Море»
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
II Экспериментальная работа.
Ребята у нас новая беда. На берегу острова оказались люди, и им очень хочется пить, но как на зло нигде нет питьевой воды. Что будем делать как поможем?
Подходим к 1 столу.
Воспитатель: - Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?
Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.
Воспитатель: - Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).
Делаем фильтры с детьми.
Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.
Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».
Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.
Песок удалось отфильтровать, потому что он не растворился в воде, на фильтре хорошо видны следы песка. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль.
Итог НОД:
1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль.
2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, камни.
3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.
4. С помощью чего? – фильтра.
5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример).
6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?
Воспитатель: - Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.
Вправо, влево повернись.
В группе снова очутись.