Лучший педагог года

ООД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине «Осенний дождь» Л. Новоселовой с использованием технологии ТРИЗ» (2 фото)

Ольга Аникеева
ООД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине «Осенний дождь» Л. Новоселовой с использованием технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Учить составлять творческий рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

Обучающие

Учить детей определять объекты, изображенные на картине; находить взаимосвязи между объектами; на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание); пространственной ориентировке на картине; составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени; упражнять детей в составлении рассказа от первого лица.

Развивающие

Публикация «ООД „Составление творческого рассказа по сюжетной картине „Осенний дождь“ Л, Новоселовой с использованием технологии ТРИЗ“» размещена в разделах

Активизировать словарь детей в соответствии с сюжетом картины на тему «Осень»;

совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях; развивать эстетические чувства, способность анализировать.

Воспитывающие

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа: Разучивание физкультминутки, отгадывание загадок об осенних месяцах; рассматривание иллюстраций, беседы об осени; знакомство с технологией ТРИЗ.

Методы и приемы:

Словесный (загадки, беседа, рифмовка, составление рассказа детьми от первого лица);

Наглядный (демонстрация картины, иллюстраций);

Практический (динамическая пауза, физкультминутка, изображение настроения);

Игровой ( игры: «Подзорная труба», «Скажи, какой?», «Да – нет», «Хорошо – плохо», «Синквейн»,«Верные помощники – органы чувств», «Вхождение в картину», «Ожившая картина», «Ромашка мудрости»).

Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, сюжетная картина, изображения объектов картины, эмблемы, часы и детская игрушка машинка, зонт, мяч, ромашка.

Интеграция: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход НОД

Организационный момент

(Звучит «осенняя мелодия», дети проговаривают слова, выполняя движения)

В круг скорее соберемся,

А потом все разойдемся,

Вместе мы и ты, и я,

Распрекрасные друзья!

Улыбнусь тебе в ответ,

Шлю горячий свой привет!

-Надеюсь, у всех стало хорошее настроение.

- Послушайте загадку:

Листья опадают, моросят дожди,

травы увядают, лето позади.

Мокрая погода, все серо вокруг.

Это время года отгадай мой друг. (Осень)

Дети: Осень.

Воспитатель: - Давайте вспомним осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь) и признаки (Ответы детей).

Осень бывает разной. Какой бывает осень? (Ранней, золотой, поздней, красивой, дождливой, печальной, шумной, грибной)

- Скажите, пожалуйста, осень – это хорошо или плохо? (Игра «Хорошо-плохо»)

Дети: Хорошо, потому что созревает много овощей и фруктов, можно собирать красивые листья, наблюдать за листопадом, за осенью придёт зима, можно мерить лужи, шуршать листьями…

- А почему, осень – плохо?

- Плохо, потому что становится всё холодней и холодней, идут моросящие дожди, птицы не поют, цветы не цветут, солнышко прячется за тучи, с деревьев облетают листья, на улицу надо долго одеваться, дворнику много работы…

На экране появляется картина.

ООД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине «Осенний дождь» Л. Новоселовой с использованием технологии ТРИЗ»

- Эту картину нам подарил художник.

- Какие слова можно подобрать, чтобы описать осень на картине?

Синквейн: Осень Осень

Дождливая, красивая Мокрая, унылая

Пришла, покрасила, угостила Украсила, закапала, вырастила

В осеннем лесу появились грибы. Птицы улетели на юг.

Листопад Дождь

- Хотите поиграть с картиной?

- Ребята, а вот наши волшебные помощники. (Показ эмблем)

-Посмотрите, что обозначает эта эмблема? (вывешивается).Вспомним её правило: «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней».

- Тогда возьмем подзорную трубу, и подробнее рассмотрим картину. Назовите, кого или что вы видите на картине? Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных объектов. Объекты можно назвать только один раз.

Дети: девочка, мальчик, мячик, зонтик, лужа, дождь, капли, скамейка, листья, деревья, дорога…

(Иллюстрации объектов воспитатель вывешивает на доску)

- Ребята, вы молодцы, справились с этим заданием.

-А это следующая эмблема (вывешивается). Давайте вспомним её правило: «Все объекты между собой связаны».

- Что мы должны сделать? Правильно, мы должны найти кто с кем дружит, назвать связь между ними, не забывая при этом описывать почему.

(Дети называют связи, воспитатель рисует стрелки между объектами).

- Девочка-мальчик. Вместе гуляют в парке.

-Девочка-зонтик. Зонт защищает её от дождя.

-Девочка - сапожки. Девочка обута в сапоги, чтобы не промокнуть.

-Зонтик - капли. Капли дождя падают на зонтик.

-Мальчик - мячик. Мальчик играет в мяч.

-Мальчик-дождь. Дождь капает на мальчика.

-Мячик - лужа. Мячик упал в лужу.

-Деревья – скамейка. И деревья и скамейка находятся в парке.

-Деревья – листья. Листья растут на деревьях.

-Листья – дорога. Листья падают на дорогу.

- Молодцы, а вот следующая эмблема (вывешивается).

-Кто назовёт её правило? «Я смотрю на объект и могу составить загадку»

-Давайте вместе придумаем загадку.

Лист какой? Желтый. Что ещё бывает желтым? Банан.

Лист что делает? Растет на дереве. Что ещё растет на дереве? Яблоко.

Если подует ветер, что случится с листом? Летит. Кто или что ещё летает? Птица.

- Кто сможет загадать нам загадку?

Желтый, но не банан. Растет на дереве, но не яблоко. Может летать, но не птица.

Зонт. На что похож зонт? На грибок, у него такая же шляпка.

Для чего нужен зонт? Чтобы спрятаться от дождя. Где ещё можно укрыться от дождя? Дома. Где держат зонт, когда его несут? В руке. Что еще можно носить в руке? Сумку.

- Кто сможет загадать нам всю загадку?

Шляпка есть, но не грибок. Можно укрыться от дождя, но не дом. Носят в руке, но не сумка.

-Хорошо у нас получилось.

- А теперь посмотрите на следующую эмблему и скажите, что мы должны сделать? (Ответы детей)

- Правильно, её правило: «Смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки, запахи и тактильные ощущения».

-Для этого мы должны очутиться в картине.

- Закройте глаза, произнесите заклинание: «Вокруг себя мы покружились, и в картине очутились».

(Звучит «волшебная» музыка, дети произносят заклинание).

-Вот мы и в картине! (Дети открывают глаза) Игра «Вхождение в картину»

-Давайте поиграем.

Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки подаем-

И кружимся вдвоем.

-Хорошо поиграли, но мы попали в картину для того, чтобы представить возможные ощущения с помощью разных органов чувств.

- Ребята, вдохните запах, прислушайтесь к звукам, походите по картине и притроньтесь к тому, что встретиться на вашем пути.

(Рассказы детей)

- Я чувствую сырой запах листвы, чувствую запах дождя, грибов.

-Я слышу, как капли стучат по зонту, как мячик плюхнулся в лужу, как шуршат листья на деревьях, как девочка поет, как скрипят ветки, смеётся мальчик.

-Я трогаю лист, он холодный, мокрый. Я трогаю мяч, он резиновый, скользкий; я трогаю зонт, он шершавый, теплый. Я трогаю скамейку, она деревянная, мокрая.

картину мы вошли, поиграли, погуляли, пора возвращаться в группу. Закрывайте глаза. Покружились – покружились, снова в группе очутились.

(Звучит «волшебная» музыка, дети произносят заклинание)

- Открывайте глаза, мы уже в группе.

- Посмотрите на новую эмблему, как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)

- А вот и её правило: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку.

-Давайте попробуем. Называйте предметы.

Зонт-горизонт, лужа-стужа, гулять-играть,

Дети вышли погулять,

В синий мячик поиграть.

Дождь разлился мокрой лужей,

Значит скоро будет стужа.

Нас спасет красивый зонт.

Он закроет горизонт.

Хорошо гулять под дождем!

- Молодцы! Всё получилось.

- Хотите поиграть в игру?

Игра «Да – нет». Я загадаю объект на картине, а вы с помощью вопросов должны его отгадать. Не забудьте, вопросы задаются таким образом, чтобы я могла отвечать только «Да» или «Нет».

Игра «Ожившая картина». Найденный объект оживает и занимает свое место на сцене. Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене. (Дети проходят через картинную раму).

-Правило: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине», эмблема (вывешивается).

-Кто кем хочет стать? (Ответы детей)

-Я девочка. Я нахожусь в центре картины. Одета я по сезону: в новой красной куртке, резиновых сапогах, а в руках у меня любимый зонт. Я хотела идти гулять одна, но мама попросила взять с собой брата. Поэтому я такая задумчивая.

-Я зонт. На картине я изображен над головой у девочки. Все лето я висел дома в шкафу. Наконец-то я вышел погулять. Я красивый желто-оранжевый, совсем-совсем новый. У меня радостное настроение.

- Я скамейка. На картине изображена справа от центра. Я деревянная садовая с красивыми чугунными боками. На мне любят сидеть прохожие и любоваться природой, и слушать птиц. Сейчас мне грустно и одиноко.

- Я лужа. На картине нахожусь в правом нижнем углу. Лежу себе на асфальте гладкая блестящая как зеркало. На меня падают листья и плавают как лодочки. Наступают разные сапоги, а сейчас упал в меня мяч. За это я его намочила и испачкала. Я злая и вредная.

-Молодцы, а что получится,если соединить машину и часы?

Дети: получится машина времени.

-Куда мы с вами отравимся: в прошлое или будущее?

-Хорошо, что изменится, если наступит зима? В парке будет много снега. Дети будут играть не с мячом, а с санками или кататься на лыжах.

- Что было до того, как дети пошли гулять? Дети сидели дома и думали, чем же им заняться в дождливый выходной день.

-Что сейчас скажет девочка своему брату? Зайди под зонт, не бегай по лужам, я все маме расскажу.

-У меня есть лепестки «Ромашки мудрости». На каждой пословица или поговорка об осени, давайте прочитаем их, поговорим и выберем самую подходящую к нашей картине.

o Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.

o Осень пришла, урожай принесла.

o Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.

o Если листопад пройдет скоро, надо ожидать зимы суровой.

o Сентябрь холоден, да сыт.

o Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

- Давайте рассмотрим сюжет картины. Какая пословица или поговорка подходит для названия картины лучше? Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.

-Вот эмблема (вывешивается) и её правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

-Как мы назовём нашу картину? (Осенняя прогулка, осенний дождь, унылая пора)

- Картину мы назвали «Осенний дождь». Кто хочет составить рассказ по картине?

-Дело было осенью. Девочка с мальчиком пошли гулять в парк. Мальчик взял с собой новый красивый мяч. Он нес его в руках, но вдруг мяч выскочил и упал прямо лужу. Мальчик не расстроился, а стал пинать его ногами. Получился футбол.

- Мама попросила детей сходить к бабушке, проведать её. Дети оделись потеплее, взяли с собой зонт и мячик. Дорога шла через парк. На улице шел дождь, поэтому в парке никого не было. Им было приятно гулять под дождем.

-Я тоже хочу сделать подарок картине. Послушайте мой рассказ.

Осень – красивое время года. Это период сбора урожая и заготовок на зиму. Осенью листья разукрашиваются в разные цвета, затем опадают. Часто идут дожди : короткие ливневые или моросящие затяжные. Многие любят гулять под дождем. Надо просто надеть куртку, обуть резиновые сапоги и взять с собой зонт. Хорошо гулять под дождем! Думать о разном и мечтать о самом сокровенном.

Фото «Осенний дождь»

-Вам понравилось играть с картиной?

- Что именно вам понравилось?

- Вы мне тоже понравились, особенно София, Рита…

- Художник не только принес картину, он ещё оставил угощения для вас.

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» Задачи: - связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание; - словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым,.

Составление рассказа по картине «Куры» для средней группы Задачи: учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине при помощи схемы; учить сравнивать петуха и курицу, курицу и цыплят.

Составление творческого рассказа по картине ВидеоСоставление творческого рассказа по картине Видео Предлагаю Вашему вниманию интересные приемы по составлению творческого рассказа по картине. С этим материалом меня познакомила моя напарница,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине «Осенний дождь» Л. Новоселовой с использованием технологии ТРИЗ»
Опубликовано: 19 ноября 2020 в 11:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ООД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине «Осенний дождь» Л. Новоселовой с использованием технологии ТРИЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Аникеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД