Ольга Аникеева
ООД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине «Осенний дождь» Л. Новоселовой с использованием технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить составлять творческий рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
Обучающие
Учить детей определять объекты, изображенные на картине; находить взаимосвязи между объектами; на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание); пространственной ориентировке на картине; составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени; упражнять детей в составлении рассказа от первого лица.
Развивающие
Публикация «ООД „Составление творческого рассказа по сюжетной картине „Осенний дождь“ Л, Новоселовой с использованием технологии ТРИЗ“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Погода и природные явления
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Активизировать словарь детей в соответствии с сюжетом картины на тему «Осень»;
совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях; развивать эстетические чувства, способность анализировать.
Воспитывающие
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа: Разучивание физкультминутки, отгадывание загадок об осенних месяцах; рассматривание иллюстраций, беседы об осени; знакомство с технологией ТРИЗ.
Методы и приемы:
Словесный (загадки, беседа, рифмовка, составление рассказа детьми от первого лица);
Наглядный (демонстрация картины, иллюстраций);
Практический (динамическая пауза, физкультминутка, изображение настроения);
Игровой ( игры: «Подзорная труба», «Скажи, какой?», «Да – нет», «Хорошо – плохо», «Синквейн»,«Верные помощники – органы чувств», «Вхождение в картину», «Ожившая картина», «Ромашка мудрости»).
Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, сюжетная картина, изображения объектов картины, эмблемы, часы и детская игрушка машинка, зонт, мяч, ромашка.
Интеграция: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход НОД
Организационный момент
(Звучит «осенняя мелодия», дети проговаривают слова, выполняя движения)
В круг скорее соберемся,
А потом все разойдемся,
Вместе мы и ты, и я,
Распрекрасные друзья!
Улыбнусь тебе в ответ,
Шлю горячий свой привет!
-Надеюсь, у всех стало хорошее настроение.
- Послушайте загадку:
Листья опадают, моросят дожди,
травы увядают, лето позади.
Мокрая погода, все серо вокруг.
Это время года отгадай мой друг. (Осень)
Дети: Осень.
Воспитатель: - Давайте вспомним осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь) и признаки (Ответы детей).
Осень бывает разной. Какой бывает осень? (Ранней, золотой, поздней, красивой, дождливой, печальной, шумной, грибной)
- Скажите, пожалуйста, осень – это хорошо или плохо? (Игра «Хорошо-плохо»)
Дети: Хорошо, потому что созревает много овощей и фруктов, можно собирать красивые листья, наблюдать за листопадом, за осенью придёт зима, можно мерить лужи, шуршать листьями…
- А почему, осень – плохо?
- Плохо, потому что становится всё холодней и холодней, идут моросящие дожди, птицы не поют, цветы не цветут, солнышко прячется за тучи, с деревьев облетают листья, на улицу надо долго одеваться, дворнику много работы…
На экране появляется картина.
- Эту картину нам подарил художник.
- Какие слова можно подобрать, чтобы описать осень на картине?
Синквейн: Осень Осень
Дождливая, красивая Мокрая, унылая
Пришла, покрасила, угостила Украсила, закапала, вырастила
В осеннем лесу появились грибы. Птицы улетели на юг.
Листопад Дождь
- Хотите поиграть с картиной?
- Ребята, а вот наши волшебные помощники. (Показ эмблем)
-Посмотрите, что обозначает эта эмблема? (вывешивается).Вспомним её правило: «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней».
- Тогда возьмем подзорную трубу, и подробнее рассмотрим картину. Назовите, кого или что вы видите на картине? Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных объектов. Объекты можно назвать только один раз.
Дети: девочка, мальчик, мячик, зонтик, лужа, дождь, капли, скамейка, листья, деревья, дорога…
(Иллюстрации объектов воспитатель вывешивает на доску)
- Ребята, вы молодцы, справились с этим заданием.
-А это следующая эмблема (вывешивается). Давайте вспомним её правило: «Все объекты между собой связаны».
- Что мы должны сделать? Правильно, мы должны найти кто с кем дружит, назвать связь между ними, не забывая при этом описывать почему.
(Дети называют связи, воспитатель рисует стрелки между объектами).
- Девочка-мальчик. Вместе гуляют в парке.
-Девочка-зонтик. Зонт защищает её от дождя.
-Девочка - сапожки. Девочка обута в сапоги, чтобы не промокнуть.
-Зонтик - капли. Капли дождя падают на зонтик.
-Мальчик - мячик. Мальчик играет в мяч.
-Мальчик-дождь. Дождь капает на мальчика.
-Мячик - лужа. Мячик упал в лужу.
-Деревья – скамейка. И деревья и скамейка находятся в парке.
-Деревья – листья. Листья растут на деревьях.
-Листья – дорога. Листья падают на дорогу.
- Молодцы, а вот следующая эмблема (вывешивается).
-Кто назовёт её правило? «Я смотрю на объект и могу составить загадку»
-Давайте вместе придумаем загадку.
Лист какой? Желтый. Что ещё бывает желтым? Банан.
Лист что делает? Растет на дереве. Что ещё растет на дереве? Яблоко.
Если подует ветер, что случится с листом? Летит. Кто или что ещё летает? Птица.
- Кто сможет загадать нам загадку?
Желтый, но не банан. Растет на дереве, но не яблоко. Может летать, но не птица.
Зонт. На что похож зонт? На грибок, у него такая же шляпка.
Для чего нужен зонт? Чтобы спрятаться от дождя. Где ещё можно укрыться от дождя? Дома. Где держат зонт, когда его несут? В руке. Что еще можно носить в руке? Сумку.
- Кто сможет загадать нам всю загадку?
Шляпка есть, но не грибок. Можно укрыться от дождя, но не дом. Носят в руке, но не сумка.
-Хорошо у нас получилось.
- А теперь посмотрите на следующую эмблему и скажите, что мы должны сделать? (Ответы детей)
- Правильно, её правило: «Смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки, запахи и тактильные ощущения».
-Для этого мы должны очутиться в картине.
- Закройте глаза, произнесите заклинание: «Вокруг себя мы покружились, и в картине очутились».
(Звучит «волшебная» музыка, дети произносят заклинание).
-Вот мы и в картине! (Дети открывают глаза) Игра «Вхождение в картину»
-Давайте поиграем.
Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки подаем-
И кружимся вдвоем.
-Хорошо поиграли, но мы попали в картину для того, чтобы представить возможные ощущения с помощью разных органов чувств.
- Ребята, вдохните запах, прислушайтесь к звукам, походите по картине и притроньтесь к тому, что встретиться на вашем пути.
(Рассказы детей)
- Я чувствую сырой запах листвы, чувствую запах дождя, грибов.
-Я слышу, как капли стучат по зонту, как мячик плюхнулся в лужу, как шуршат листья на деревьях, как девочка поет, как скрипят ветки, смеётся мальчик.
-Я трогаю лист, он холодный, мокрый. Я трогаю мяч, он резиновый, скользкий; я трогаю зонт, он шершавый, теплый. Я трогаю скамейку, она деревянная, мокрая.
-В картину мы вошли, поиграли, погуляли, пора возвращаться в группу. Закрывайте глаза. Покружились – покружились, снова в группе очутились.
(Звучит «волшебная» музыка, дети произносят заклинание)
- Открывайте глаза, мы уже в группе.
- Посмотрите на новую эмблему, как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)
- А вот и её правило: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку.
-Давайте попробуем. Называйте предметы.
Зонт-горизонт, лужа-стужа, гулять-играть,
Дети вышли погулять,
В синий мячик поиграть.
Дождь разлился мокрой лужей,
Значит скоро будет стужа.
Нас спасет красивый зонт.
Он закроет горизонт.
Хорошо гулять под дождем!
- Молодцы! Всё получилось.
- Хотите поиграть в игру?
Игра «Да – нет». Я загадаю объект на картине, а вы с помощью вопросов должны его отгадать. Не забудьте, вопросы задаются таким образом, чтобы я могла отвечать только «Да» или «Нет».
Игра «Ожившая картина». Найденный объект оживает и занимает свое место на сцене. Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене. (Дети проходят через картинную раму).
-Правило: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине», эмблема (вывешивается).
-Кто кем хочет стать? (Ответы детей)
-Я девочка. Я нахожусь в центре картины. Одета я по сезону: в новой красной куртке, резиновых сапогах, а в руках у меня любимый зонт. Я хотела идти гулять одна, но мама попросила взять с собой брата. Поэтому я такая задумчивая.
-Я зонт. На картине я изображен над головой у девочки. Все лето я висел дома в шкафу. Наконец-то я вышел погулять. Я красивый желто-оранжевый, совсем-совсем новый. У меня радостное настроение.
- Я скамейка. На картине изображена справа от центра. Я деревянная садовая с красивыми чугунными боками. На мне любят сидеть прохожие и любоваться природой, и слушать птиц. Сейчас мне грустно и одиноко.
- Я лужа. На картине нахожусь в правом нижнем углу. Лежу себе на асфальте гладкая блестящая как зеркало. На меня падают листья и плавают как лодочки. Наступают разные сапоги, а сейчас упал в меня мяч. За это я его намочила и испачкала. Я злая и вредная.
-Молодцы, а что получится,если соединить машину и часы?
Дети: получится машина времени.
-Куда мы с вами отравимся: в прошлое или будущее?
-Хорошо, что изменится, если наступит зима? В парке будет много снега. Дети будут играть не с мячом, а с санками или кататься на лыжах.
- Что было до того, как дети пошли гулять? Дети сидели дома и думали, чем же им заняться в дождливый выходной день.
-Что сейчас скажет девочка своему брату? Зайди под зонт, не бегай по лужам, я все маме расскажу.
-У меня есть лепестки «Ромашки мудрости». На каждой пословица или поговорка об осени, давайте прочитаем их, поговорим и выберем самую подходящую к нашей картине.
o Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.
o Осень пришла, урожай принесла.
o Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.
o Если листопад пройдет скоро, надо ожидать зимы суровой.
o Сентябрь холоден, да сыт.
o Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
- Давайте рассмотрим сюжет картины. Какая пословица или поговорка подходит для названия картины лучше? Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.
-Вот эмблема (вывешивается) и её правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
-Как мы назовём нашу картину? (Осенняя прогулка, осенний дождь, унылая пора)
- Картину мы назвали «Осенний дождь». Кто хочет составить рассказ по картине?
-Дело было осенью. Девочка с мальчиком пошли гулять в парк. Мальчик взял с собой новый красивый мяч. Он нес его в руках, но вдруг мяч выскочил и упал прямо лужу. Мальчик не расстроился, а стал пинать его ногами. Получился футбол.
- Мама попросила детей сходить к бабушке, проведать её. Дети оделись потеплее, взяли с собой зонт и мячик. Дорога шла через парк. На улице шел дождь, поэтому в парке никого не было. Им было приятно гулять под дождем.
-Я тоже хочу сделать подарок картине. Послушайте мой рассказ.
Осень – красивое время года. Это период сбора урожая и заготовок на зиму. Осенью листья разукрашиваются в разные цвета, затем опадают. Часто идут дожди : короткие ливневые или моросящие затяжные. Многие любят гулять под дождем. Надо просто надеть куртку, обуть резиновые сапоги и взять с собой зонт. Хорошо гулять под дождем! Думать о разном и мечтать о самом сокровенном.
-Вам понравилось играть с картиной?
- Что именно вам понравилось?
- Вы мне тоже понравились, особенно София, Рита…
- Художник не только принес картину, он ещё оставил угощения для вас.