светлана петрова
ООД «Путешествие в бумажную страну» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Познакомить детей с технологией производства бумаги; дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения, продолжать учить определять свойство бумаги. посредством экспериментирования. Развивать познавательную активность детей.
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» :
Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
Публикация «ООД „Путешествие в бумажную страну“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
Формировать чувство уважения к истории и труду людей в освоении предметов окружения.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Расширять словарный запас детей (шершавая, шероховатая, гладкая, глянцевая, бархатная.)
Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.
Материал: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, белые халаты, емкости с водой, разные виды бумаги, два тазика с водой, глобус.
Предварительная работа:
• беседа «Детям спички не игрушка» (об опасности огня).
• знакомство с глобусом, беседы на тему «Бумага в нашей жизни».
Вводная часть.
-Добрый день и добрый час!
Очень рады видеть вас!
Посмотрите, у меня в руках цветок (модульное оригами, но он не простой, а волшебный. Передавая волшебный цветок, мы будем называть друг друга ласковыми словами. Настроение поднялось? (ответы детей) Прекрасный сегодня день! У нас хорошее настроение. Не отправиться ли нам в путешествие? А что же нам посетить сегодня? А ну-ка, отгадайте-ка загадку:
Бела, как снег,
Дружу с карандашом,
Где он пройдет – заметку кладет. (Бумага)
- Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей). Сейчас отправляемся с вами в бумажную страну. Смотрите дорожка, пойдемте по ней. (ходьба с препятствиями, перешагивание через предметы).
Основная часть.
Ребята, а почему страна называется Бумажной? (предположения детей). Верно, все, что связано с бумагой, находится там. А откуда эта бумага берется? Она растет на дереве? Или ее можно выкопать из земли? (Ответы детей).
- В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой : дома, в детском саду. Вы на ней рисуете. Где еще применяют бумагу? (ответы детей)
- Правильно ребята, бумагу используют по-разному.
- А оказывается, бумага была не всегда (показ слайдов).
СЛАЙД № 1: Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу.
СЛАЙД № 2 : А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло.
СЛАЙД № 3: Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги.
СЛАЙД № 4: Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную.
- В наше современное время бумагу делают машины. Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.
-Молодцы, вспомнили мы с вами историю возникновения бумаги. (Воспитатель показывает глобус и вместе с детьми рассматривают глобус, вращают его вокруг оси, изучают, беседуют об экологической проблеме).
- А давайте поиграем в игру: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
-Вот у меня в шкатулке находится бумага, картон, салфетка. Что общего в этих предметах? Из чего они сделаны? Ребята, но почему же такие разные виды бумаг все же живут в одной стране? Наверно, их что-то объединяет? Как вы думаете, что? (Предположения детей). Молодцы. Сейчас мы вместе с вами это и выясним.
- Для этого мы проведем опыты.
-А где их проводят?
- В лаборатории.
- Прежде чем мы отправимся в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности.
- Надеть халаты!
- А почему?
- Чтобы не испачкать свою одежду и чтобы не занести пыль и микробов.
- А в лаборатории что же нельзя делать?
- А в лаборатории нужно…
- Не шуметь, без разрешения ничего не трогать, слушать воспитателя и выполнять задания.
- Молодцы! Итак, в путь!
Физминутка
Мы топаем ногами,
Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
И бегаем кругом.
-Вот с вами мы пришли в лабораторию. Подойдите к столам и наденьте халаты.
- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.
- Какого цвета бумага?
- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)
- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.
- Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине?
- Верно, полоски бумаги бывают тонкие и толстые.
- Попробуйте смять бумагу. Получилось? {ответы детей)
- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая - и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. И так сделаем вывод: бумага не мнется.
- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
- Сделаем другой вывод: бумага легко мнется и совсем не разглаживается.
- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
- Вся ли бумага режется?
- И мы выяснили, что бумага легко режется.
-А теперь давайте узнаем, бумага впитывает воду или нет?
-Листы опускаем в ёмкость с водой. А что же вы видите? По мере впитывания воды они тонут. Вывод: листы впитывают воду. Салфетка быстро, картон медленно.
Так вот, что объединяет всех жителей страны Бумажной! Вся бумага рвется, мнется, режется, впитывает воду.
Заключительная часть.
- Ну, вот мы немного и познакомились с Бумажной страной. Давайте вернемся обратно в группу и немного поиграем. Ребята, вам понравилось путешествие? Ребята, посмотрите, как много предметов из бумаги окружает нас. И ведь мы не сможем без них прожить, если их вдруг не окажется рядом, верно! А давайте вспомним, из чего бумагу делают? (Из дерева). Так, значит все эти предметы получились из дерева, которое когда то росло на природе. А как вы думаете, если мы будем бережно относиться к книгам, тетрадям, будем экономить салфетки, мы сможем сохранить деревья в природе? Конечно, сможем. Мы должны с вами помнить, что все, чем мы пользуемся, дает нам природа, и мы можем помочь ей оставаться как можно красивей и богаче.