Маргарита Моисеенко
ООД «Путешествие в волшебную страну «Наши имена» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование монологической речи посредством мнемотехники.
Воспитатель Моисеенко Маргарита Юрьевна.
Задачи
Образовательные:
упражнять в словообразовании на примере подбора уменьшительно-ласкательной и полной формы имени;
уточнить значение слова тезки;
совершенствовать навыки составления рассказа по мнемотаблице;
Развивающие:
развивать умение анализировать и устанавливать причинно-следственные- связи, делать самостоятельные выводы;
Воспитательные:
Публикация «ООД „Путешествие в волшебную страну „Наши имена“ для детей старшей группы» размещена в разделах
способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу; повышать самооценку детей.
Демонстрационный материал (оборудование)
• куклы в кроватке: одна кукла - завернутая в розовую пеленку, другая – в голубой пеленке; ширма;
• письмо в кроватках с куклами;
• карточки с именами ЗАБАВА, ТИХОН, висят над кроваткой;
• мнемотаблица в форме цветка;
• карточки с изображением известных личностей, ребус;
• аудиозаписи: плач ребёнка, М. И. Дунаевский «Прогулка»;
• воздушный шарик; бейджики с детскими именами; сердечко.
Методические приё мы:
• погружение в игровые и проблемные ситуации;
• вопросы воспитателя, беседа, объяснение, хоровое проговаривание,
• сюрпризный момент;
• игровая деятельность;
Предварительная работа:
• Беседы по ознакомлению с историей возникновения имен, отчеств, фамилий; общение «Что я знаю о себе?», «Как можно назвать нас по-другому?».
• Игры «Назови ласково», «Угадай, кого не стало?», решение ребусов, кроссвордов.
• Индивидуальная работа с детьми «Я и мое известное имя».
• Выполнение совместно с родителями «Паспорта имени».
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в группу под музыку М. И. Дунаевского «Прогулка».
1. Организационный момент в кругу. Дети проговаривают:
Собрались все дети в круг. Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
- Ребята, вы знаете много чудесных Волшебных стран. Я предлагаю посетить Волшебную страну.
– Узнать название этой страны вам поможет загадка :
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя).
- И так я предлагаю вам посетить Волшебную страну «Наши имена».
- На чём можно добраться до Волшебной страны? На поезде, автобусе, вертолете, воздушном шаре.
- Чтобы попасть на воздушный шар нам нужно разгадать заколдованные имена.
2. Игра - шарада «Заколдованное имя» :
ША-МА, МА-РО, ТА-ША-НА, ША-СА, НИЛ-ДА
- Что обозначают эти слова? Имена.
-Зачем люди придумали имена? Чтобы различать людей. По имени можно узнать, мальчик или девочка, мужчина или женщина. Дети размышляют и делают выводы, о том, зачем людям нужны имена.
- Правильно, молодцы. У каждого человека есть своё имя, оно выделяет его среди других.
- А, вот и наш волшебный шар. Располагайтесь как вам удобнее.
3. Релаксация
Звучит музыка. Закрывайте глаза. Мы летим над лесами, над горами. Приближаемся к волшебной стране. Вот мы и прилетели в волшебную страну. Открывайте глаза.
4. Игровой момент
Звучит запись плача ребёнка.
- Кто это плачет? Маленький ребёнок. (Убирается ширма. Появляются куклы в кроватках.)
- Что же делать, надо как-то успокоить ребенка? Дети предлагают: дать пустышку, поменять памперс, спеть колыбельную, покачать.
- Давайте покачаем. Дети замечают письмо в кроватке.
5. Проблемная ситуация
- Ребята, как вы думаете, кто бы мог написать это письмо? Дети предлагают свои варианты ответов. Родители, бабушка с дедушкой, надо прочитать на конверте от кого пришло письмо.
- Ребята, письмо подписано «Василиса».
- Кто-нибудь знает Василису? Дети говорят, что есть Василиса Премудрая и Василиса Прекрасная. Василиса Мудрая – значит, какая? Мудрая – значит очень умная. А Прекрасная Василиса какая? значит самая красивая.
- Здесь написано: детям старшей группы №2.
- Давайте прочитаем: «Дорогие ребята, спасибо, что вы сумели успокоить новорожденных. У меня проблема – я никак не могу их определить: где мальчик, а где девочка. Помогите, пожалуйста, различить их друг от друга». Василиса
Воспитатель уточняет, каких детей называют новорождёнными – это дети, которые только что родились. Как еще можно называть таких детей? Малыши, младенцы.
6. Решение проблемы:
Дети рассматривают, сравнивают их и обобщают: в розовой пеленке девочка, а мальчик в голубой пеленке.
- Молодцы, правильно. Мамы заворачивают девочек в розовые пеленки, а мальчиков – в голубые пелёнки.
- Когда младенцы подрастут, как они будут различаться?
По внешнему виду: одежде, причёске.
По интересам: мальчики любят шумные игры, конструкторы, машины.
Девочки предпочитают игры с куклами, рисуют людей, цветы.
Можно различить по имени : у девочек - женские имена, у мальчиков – мужские.
- Ребята, а вы знаете какие-нибудь имена мальчиков? Данила, Слава, Никита.
- А, девочек? Люда, Маша, Настя.
- Бывают ли имена, которыми можно назвать и девочку, и мальчика? Саша, Женя.
- Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.
-У наших новорождённых, тоже есть имена.
- Свидетельство о рождении
- Посмотрите, над кроватками висят какие-то карточки. Это свидетельство о рождении, это очень важный документ, где записано имя, отчество, фамилия малыша.
- Когда ребёнок рождается, его родителям выдаётся документ, который называется «Свидетельство о рождении». (Воспитатель показывает детям этот документ.)
- У каждого из вас он тоже есть.
- Хотите узнать, как зовут этих малышей?
- Давайте прочитаем. Забава, Тихон. Какие интересные имена. Имя Забава, что может означать? Забавная, веселая. Как ласково можно называть Забаву? Забавушка. То же самое с именем Тихон. Имя Тихон означает тихий, спокойный. Ласково можно называть Тиша.
7. Игра «Назови ласково своего соседа»
Дети проговаривают ласковые имена, своего соседа, передавая сердечко.
8. Физкультминутка.
1,2,3,4,5,
Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.
По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.
Мы пройдем совсем немножко.
Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.
И на корточки присели. Присесть на корточки.
Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки
вверх.
И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.
А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.
И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.
9. Составление рассказа по мнемотаблице
- Ребята, посмотрите, чудо – полянка расцвела. Подойдем поближе. Возьмите себе по цветочку. Он поможет вам рассказать о себе.
Алгоритм последовательности рассказа
- Сначала нужно рассказать: кто ты – мальчик или девочка, как тебя зовут, что обозначает твое имя, как звучит полное имя, почему так тебя назвали, какое ласковое имя тебе нравится.
МНЕМОТАБЛИЦА
10. Разгадывание ребуса:
- Ребята, вы любите разгадывать ребусы? Здесь зашифрованы имена людей.
На карточке нарисованы: ракета, книга, корона над кораблём. Дети отгадывают имена известных личностей.
ракета – Юрий Гагарин
книга – Александр Пушкин
корона над кораблём – царь Пётр 1
- Ребята, почему нам известны имена этих людей? Дети говорят, чем знамениты эти люди.
- Эти люди в разные времена прославили Россию на весь мир. Поэтому в некоторых семьях новорожденных малышей называют именами этих людей.
- А, у нас в группе есть такие имена? Дети называют, выясняют, что у САШИ В.,
САШИ Г. и у САШИ Х. – одинаковые имена, но разные фамилии. Людей, у которых одинаковые имена называют тёзками.
- Чем мальчики похожи между собой? Каждый из них похож на своих родителей, у каждого – свои интересы.
- Что любит САША В, а что САША Г.? Дети рассуждают.
- Правильно, молодцы, дети. У мальчиков одинаковые имена, каждый из них уникален и неповторим.
11. Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.
Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.
Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.
Это Лиза, это Даша.
12. Посещение галереи «Наши имена».
- Давайте сейчас отправимся в галерею наших имён. Дети проходят к фланелеграфу, рассматривают паспорта имён детей, которые сделали родители. Воспитатель Обращает внимание детей на очень редкое имя девочки Аполлинария, читает историю возникновения этого имени.
13. Итог:
- Что вы узнали в Волшебной стране «Наши имена»?
- У каждого человека есть свое имя. Нам пора возвращаться домой. На память о Волшебной стране Василиса дарит чудесные карточки с написанными вашими именами. Попрощайтесь с Волшебной страной и малышами : «До свидания Волшебная страна Имени! До свидания, малыши!»
- Закрывайте глаза, мы взлетаем. Звучит мелодия «Шарики воздушные». Летим над лесами, полями, высокими горами. Вот мы и вернулись в наш детский сад. Открывайте глаза.