Екатерина Кутявина
ООД по экологии в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по экологии в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие в осенний лес».
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени, представления детей о лесе как о сообществе деревьев, птиц.
Программное содержание:
Познавательное развитие:
Публикация «ООД по экологии в подготовительной группе „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Экология» - углубить и конкретизировать представление об условиях жизни деревьев, птиц и животных осенью (меняются условия жизни для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме; дни становятся короче и холоднее, постоянно идёт дождь).
«ФЭМП» - формирование умения ориентироваться на листе бумаги в указанном направлении (влево, вправо, вверх, вниз)
Художественно – эстетическое развитие:
«Рисование» - развитие мелкой моторики рук, закреплять умение аккуратно обводить рисунок по линиям и разукрашивать рисунок в определенном направлении, не выходя за границу, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительного образа осеннего дерева.
«Музыка» - развивать умение внимательно слушать музыку.
Речевое развитие:
«Развитие речи» - активизировать словарный запас детей (листопад, дубрава, сосновый бор, березовая роща, продолжать развивать разговорную речь, участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ.
«Художественная литература» - учить выразительно, в собственной манере читать стихотворение.
Физическое развитие: выполнить физкультминутку чётко и ритмично по словесной инструкции, сохраняя правильную осанку.
Оборудование.
- магнитно – маркерная доска, ноутбук, презентация, фонограммы «шум леса», «голоса диких животных», «голоса птиц», елка, яблоня.
Демонстрационный материал: почтовый ящик, письмо от Лесовичка, разноцветные листья для игры «Найди половинку», карта к домику Лешего, подарок от Лесовичка за помощь, запрещающие знаки «Что не следует делать в лесу».
Предварительная работа:
- наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.,
- работа с календарём природы, рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему, рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, беседа по картине И. Левитана «Золотая осень»,
- чтение произведений и разучивание стихотворений об осени, беседы о подготовке птиц, зверей к зиме, беседы о перелётных и зимующих птицах, беседы о деревьях, беседы о лесе, правилах поведения в нём, знакомство с разными видами леса (сосновый бор, березовая роща, дубрава, смешанный).
Ход занятия:
(Групповая комната украшена в виде лесной поляны).
І. Организационный момент.
1. Приветствие.
Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева и скорей вставайте в круг.
Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года идёт речь?
Пришла прекрасная красивая пора
Пришли дожди, прошло уж лето.
На солнце заискрилась листва,
Деревья словно в золото одеты.
Лес замер, тишина и благодать,
Берёзы в праздничном наряде.
Вот листья стали опадать,
Кружась в спокойном листопаде.
Дети: Осень.
Воспитатель: Верно. Это время года осенью зовется. Ребята, а кто мне может назвать признаки осени?
Дети: Солнце светит не так ярко, солнечных дней становится все меньше; все чаще небо закрыто тучами; не видно насекомых, видны стаи улетающих на юг птиц. Часто идут дожди, по утрам появляется изморозь.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А кто знает стихи про осень? (Дети по желанию читают стихи).
2. Объявление темы занятия.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами не проверяли еще почтовый ящик. Давайте проверим. Ребята, а там что-то лежит. Как вы думаете, что это? Дети: Это письмо.
Воспитатель: Ребята, а кому же адресовано это письмо? Рома, прочитай, пожалуйста.
Рома: В детский сад «Золотой ключик».
Воспитатель: А от кого письмо?
Рома: От Лесовичка.
Воспитатель: Спасибо, Рома. А вы хотите узнать о чем пишет нам Лесовичок?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! В нашем лесу появился хулиган, который нарушает все правила поведения в лесу: поет громко песни, кричит, бросает мусор. Помогите мне, пожалуйста, найти хулигана и научить его правилам поведения в лесу. Спасибо за помощь. Лесовичок.
Воспитатель: Ребята, поможем Лесовичку?
Дети: Да!
Воспитатель: Но чтобы нам там оказаться, мы должны с вами произнести волшебные слова: «Мишки – шишки,
Елки – иголки,
Кора – нора,
В лес нам пора».
Воспитатель: Ах, ребята, волшебные слова нам помогли, вот мы с вами и оказались в осеннем лесу. Слышите, это ветер играет кронами деревьев. (звучит фонограмма «Шум леса»)
Воспитатель: Оглянитесь вокруг, а в каком лесу мы оказались?
Дети: В смешанном.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Потому, что здесь растут разные деревья: березы, сосны, дубы, осины, ёлки, лиственницы.
Воспитатель: А какие еще виды леса вы знаете?
Дети: Березовая роща, дубрава, сосновый бор, ельник.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Это какой лес?
Дети: Березовая роща, здесь растут только березы.
Воспитатель: А на этой картине какой лес изображен?
Дети: Дубрава, растут только дубы.
Воспитатель: А это какой лес?
Дети: Сосновый бор, растут только сосны.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Но нам пора идти дальше. Мы же дали обещание Лесовичку.
Ребята, посмотрите, здесь уже успел побывать наш хулиган и навел такой беспорядок. А что же он натворил?
Дети: Он порвал все листья.
Воспитатель: И, правда, ребята, он все листочки порвал напополам. Что мы с вами сможем сделать?
Дети: Мы можем найти половинку каждого листа и соединить.
Воспитатель: Ребята, давайте выложим на земле ковер из листьев. Очень красивое покрывало получилось у нас. Я думаю, Лесовичок будет очень рад.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем привал.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали -
(качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу.
(Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули -
(встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает листву.
(машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем –
(руки в стороны.)
Это к нам птицы летят.
(повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем –
(приседания.)
Крылья сложили назад.
(встали, спрятали руки за спину.)
Воспитатель: (звучит фонограмма «Птичьи голоса») О, ребята, а вот и птицы запели, слышите? А каких птиц вы знаете?
Дети: Дятел, кукушка, снегири, соловьи.
Воспитатель: Все ли птицы остаются в лесу на зиму?
Дети: Нет, некоторые улетают на юг.
Воспитатель: Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: А почему они улетают?
Дети: Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.
Воспитатель: Каких перелётных птиц Вы знаете?
Дети: Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки.
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Чем питаются зимующие птицы?
Дети: Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.
Воспитатель: Как нужно заботиться о зимующих птицах?
Дети: Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки.
Воспитатель: Каких зимующих птиц Вы знаете?
Дети: Воробьи, голуби, синицы, вороны, снегири.
Воспитатель: Ребята, нам нужно продолжать путь. А куда же нам идти дальше? Постойте, здесь что-то лежит. Что же это может быть? Ребята, это же карта, которую нам оставил Лесовичок. Выполнив это задание, мы с вами окажемся возле дома Лешего.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это его избушка. Давайте постучимся. Хулиган, выходи!
Леший: И не хулиган я вовсе! Я Леший!
Воспитатель: Ты почему нарушаешь правила поведения в лесу.
Леший: Что хочу, то и делаю в лесу.
Воспитатель: Ты Леший не прав. Лес – это общий дом природы, он для всех, а мы в нем только гости. Если ты будешь кричать, шуметь, разбрасывать мусор, то лес опустеет и ты останешься один. Ты хочешь этого?
Леший: Нет, ребята, я этого не хочу. Я больше так не буду.
Воспитатель: Ребята, давайте напомним Лешему, что не следует делать в лесу.
Дети: В лесу нельзя:
- включать громко музыку,
- рвать с корнем цветы, грибы,
- ломать ветки деревьев,
- разорять гнезда, муравейники,
- оставлять за собой мусор.
Воспитатель: Леший, ты все понял?
Леший: Да. Все я понял.
Воспитатель: А это тебе от нас.
Леший: Спасибо, вам ребята, за то, что научили меня любить и понимать природу.
Воспитатель: До свидания, Леший!
ІІІ. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте полукругом. Скажем волшебные слова: «Шишки - мишки.
Елки - иголки.
Кора – нора.
В детский сад уже пора».
Воспитатель: Ну, что ребята, вам понравилось путешествие?
Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, благодарю вас за работу. Во время всего путешествия вы все старались правильно отвечать на вопросы, слушали ответы своих друзей, не перебивая друг друга, выполняли задания. Ой, а что это у нас в группе появилось? Давайте посмотрим, ребята. Это, наверное, Лесовичок за нашу помощь, отправил нам подарок. Андрей, как ты думаешь что это? Это дерево, которое нужно соединить по линиям. Молодец. Раскрасьте в цвета осени ваши деревья.