Светлана Казьмина
ООД по ознакомлению с природой с детьми средней и старшей группы «Как живётся животным в зимнем лесу?».
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное ООД по ознакомлению с природой для детей средне-старшего возраста : «Как живётся животным в зимнем лесу?».
Цель: расширение и углубление представлений детей о жизни зверей в лесу зимой, их приспособленности к зимнему периоду.
Задачи:
Обучающие: расширить и уточнить представления детей об образе жизни лесных зверей (белки; зайца; ёж лисы; медведя; волка) в зимнее время; о способах добывания пищи; защиты от холода, от врагов; учить видеть красоту зимнего пейзажа; учить соотносить внешние особенности животных со средой обитания, повадки со способами питания; обогатить речь детей образными выражениями; закреплять навыки выразительного чтения ролевых стихотворений и стихотворений о природе.
Публикация «ООД по ознакомлению с природой с детьми средней и старшей группы „Как живётся животным в зимнем лесу?“,» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изменении образа жизни животных, условий их обитания; развивать у детей словообразовательные навыки; развить координацию речи с движениями; развивать зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям, желание им помочь в трудных условиях; воспитывать чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает; закладывать основы экологического воспитания.
Материалы:
• Г. Скребицкий «Зима», Ю. Островский «Зима портниха», А. Молотов «На дворе зима, мороз», «Добрая зима»;
• конверт с письмом, снежинка;
• шапочки-маски: лиса, ёж, заяц, белка;
• искусственные ёлочки, плоскостные – берёза, рябина, сосна;
• фломастеры синие и голубые;
• простые карандаши;
• бумага в форме круга и шестиугольника.
Предварительная работа: экскурсии по заснеженным улицам села; наблюдение за падающим снегом; рассматривание и рисование снежинок; презентация «Жизнь диких животных зимой»; чтение произведений В. Бианки «Проказы старухи-зимы», «Приспособился» и т. д.
Под музыку Л. А. Вахрушевой «Зимушка-зима» дети входят в зал (часть зала закрыта ширмой).
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята,
На оконце письмецо.
Кто же нам прислал его?
Дети рассматривают конверт, адреса обратного нет, распечатывают конверт.
«Здравствуйте, дети! Я за вами долго наблюдала. Хочу вас пригласить на прогулку. А вот кто я, вы должны отгадать. Я вам загадаю про себя загадку:
Дни мои всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На полях в лесах, лугах
До тепла лежат снега.
Кто же я? (Зима)
До встречи в зимнем лесу!».
Воспитатель: Какое время года за окном?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что вы видите на земле, на деревьях?
Дети: Кругом лежит снег.
Воспитатель: из чего состоит снег?
Дети: Из снежинок.
Воспитатель: Нас пригласили в гости, а ведь без подарков в гости ходить не принято. Подумайте, что мы можем подарить лесу, зиме?
Дети: Стихи, песни, игры, а ещё можно что-нибудь нарисовать.
Воспитатель: Хорошие предложения. Вспомните, какие снежинки мы видели во время снегопада?
Дети: Снежинки были разные.
Воспитатель: Давайте нарисуем снежинки и подарим их зиме, когда придём в лес.
Дети подходят к столам и рисуют снежинки на круглой и шестиугольной форме.
Воспитатель: Молодцы! Очень разные снежинки получились. А скажите, зачем нужен снег?
Дети: Снег защищает землю, растения от холода, в снегу прячутся от холода даже птицы (тетерева).
Воспитатель: Нам пора в путь. (открывается ширма).
А вот и лес!
Здравствуй, лес, зимний лес,
Полный сказок и чудес!
Посмотрите какие заснеженные деревья. Послушайте как Геннадий Скребицкий описал картину художницы зимы (читаю рассказ в сокращении).
Пойдёмте погуляем по лесу, подарим ему наши снежинки, чтобы деревьям было теплее. Дети ходят между деревьями и раскладывают свои снежинки на них.
Посмотрите как на солнце блестит, под ногами хрустит,
Беленький снежок, легкий как пушок.
По тропиночке пойдём, лесу песенку споём.
Дети исполняют песню Л. А. Вахрушевой «Зимушка –зима». Дети занятые в инсценировании надевают шапки-маски.
Воспитатель: Не забывайте, что мы в лесу гости, а как вести себя в гостях, вы помните?
Дети: Нельзя шуметь.
Воспитатель: Лес, как в сказке, нарядился, сколько в нём разных следов, может и звери в этом лесу могут говорить? Посмотрите, кто это прыгает?
Белка: Я, белка, весёлый зверёк
По деревьям скок да скок.
Но зимою я меняюсь,
В шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять!
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас:
Грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать.
Где ж в мороз еды достать?
Трудно белке зимовать.
Когда долгая зима,
Когда снежная она.
Когда сильные морозы…
К людям я тогда скачу.
Помощи у них ищу.
Воспитатель: Спасибо, белка, за рассказ, а кто прячется здесь?
Ё ж: Я, ёж, зимой крепко сплю.
Зарывшись в теплую нору.
Готовил тоже я запас –
Грибков припас.
Трудился, не ленился!
Меня вот разбудили
И к вам, ребята, пригласили.
Чтоб о себе всё рассказал.
Сюда медведя я позвал.
Но он в берлоге крепко спит.
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил
Много ел и много пил.
Нам с медведем зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать!
Воспитатель: Спасибо, ёжик за рассказ, беги отдыхай.
Ребята, а не пора ли нам поиграть, да погреться.
Проводится игра-хоровод «Зимняя пляска». Согрелись, а вы не заметили, вон там за кустиком чьи-то ушки торчат? Выходит заяц.
Заяц: Да, я заяц. Расскажу как живётся мне в лесу :
К зиме, ребята, я побелел, шубку новую надел.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной.
Не увидит, не узнает зверь меня лесной1
Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.
Очень трудно бывает, когда сильный мороз
И еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замёрзшей.
Что под снегом заяц найдёт –
Всё ему впрок пойдёт.
Вы же зайчат не обижайте.
Вы им лучше помогайте.
Ой, лиса идёт, боюсь. Заяц убегает, появляется лиса.
Воспитатель: Здравствуй лисонька-лиса, как ты поживаешь?
Лиса: Я, лиса, зимы не боюсь, в шубку тёплую ряжусь.
Хвост красивый какой – мне он нравится самой.
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю.
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!
Об этом мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. Лиса убегает.
Воспитатель: А вот там, под кустом, есть зверь лесной
Он, ребята, очень злой.
Не хочу я чтобы вы с ним встречались.
Догадались?
Дети: Это волк.
Воспитатель: Я вам расскажу, как зимует он в лесу.
Волк зимой в одиночку не ходит.
Волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные, злые.
Воют сильно по ночам, даже страшно зверям.
Лучше им не попадаться, лучше их остерегаться.
Но и волку трудно зимой, еды не хватает – он голодает.
Да, трудно всем зимой в лесу. Потихоньку из лесу пойдём и вспомним кого мы встретили в лесу?
Дети: Диких животных, зверей.
Воспитатель: А какие ещё есть животные?
Дети: Домашние.
Воспитатель: У меня для вас есть очень хитрая игра, чтобы правильно её выполнить необходимо быть внимательным. Раздаю детям карточки с изображением – животное, лес, сарай, дом.
Воспитатель: Задание такое - соедините линией животного и место, где он живёт. Дети выполняют задание, проводится анализ выполненного.
О зиме написано много стихотворений, рассказов сказок. Вспомните,как зиму называют писатели.
Дети: Чародейка, волшебница, художница, красавица, зимушка, портниха …
Воспитатель: Что бывает только зимой?
Дети: Снег, метели, мороз, сугробы…
Воспитатель: Как зима украшает лес? Ответы детей.
Воспитатель: Что узнали о жизни диких животных? Ответы детей.
Воспитатель: Как наряжает их зима? Ответы детей.
Воспитатель: О зиме и лесе русский народ сложил много пословиц, назовите их.
Дети: Зимой земля отдыхает, чтобы летом расцвести. Зима не лето – в шубу одето. Растения – земли украшение. Кто природу губит, тот свой край не любит.
Воспитатель: А кто хочет прочитать стихотворение о зиме?
Дети: «Зима портниха», «Добрая зима».
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка. Скажем лесу и зиме «Спасибо» и «До свидания».
С песней «Зима пришла» сл. и муз. С. Насауленкодети идут между деревьями и уходят из зала.