Наталья Цыряпкина
Открытый показ ООД по ознакомлению с природой «Встреча зимы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый показ ООД по ознакомлению с природой в подготовительной группе
Открытый показ ООД ФЦКМ ознакомление с природой «Встреча зимы» в подготовительной группе.
Цель:Создание условий для развития познавательного интереса к окружающему миру природы зимой.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять и расширять знания детей о зимних явлениях природы (о мире растений и животных, явлениях неживой природы);
-способствовать установлению связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, людей;
Публикация «Открытый показ ООД по ознакомлению с природой „Встреча зимы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- обобщать и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
- способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
Воспитательные:
-формировать умение замечать красоту зимних явлений;
-воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа: декабрь, январь, февраль, оттепель, наст, гололедица, изморозь, снегопад, метель, снежная пыль, снежные хлопья.
Оборудование для ООД: магнитофон, флешка, проектор, экран, ноутбук.
Демонстрационный материал: компьютерная презентация «Встреча зимы»; иллюстрации зимней природы, диких зверей, готовящихся к зиме; картинки зимующих птиц; картинки зимних видов спорта; музыкальное сопровождение «Три белых коня» из к/ф «Чародеи» ; аудиозапись А. Варламова «Серебристые снежинки»; материалы к опыту (соль, ложка, тарелка).
Раздаточный материал: иллюстрации с изображением диких зверей, домики, снежинки, конверт с раскрасками.
Предварительная работа с детьми: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, подвижные игры.
Индивидуальная работа с детьми в ООД: побуждать Богдана А., Мишу М., Илью А., Никиту К. участвовать в беседе. Формировать умение у Саши Р., Вани А. слушать ответы детей.
Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся
и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям). Отлично! Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель:Отгадайте, о чем сегодня пойдет речь? (слайд №2)
Звучит песня «Три белых коня» из к/ ф «Чародеи».
О каком времени года этот отрывок из песни «Три белых коня»? (О зиме)
Уже через 3 дня наступит настоящая зима по календарю. Ребята чем зима отличается от других времён года? Что для неё характерно? (Зимой очень холодно, метели и бураны, пушистый иней на деревьях, небо низкое и серое, реки покрыты льдом, на зданиях висят сосульки.)
Как вы думаете, что за волшебница сидит в санях? (Волшебница Зима)
(слайд №3)
Воспитатель: О каких трёх скакунах говорится в этой песне? (О зимних месяцах) (слайд №4)
Воспитатель: Какие это месяцы? Назовите, пожалуйста? (Декабрь, январь, февраль)
Воспитатель: А с какого месяца начинается зима? Послушайте загадку:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год.
Дети: Первый зимний месяц декабрь.
Воспитатель: Правильно, на Руси декабрь называли студень. Декабрь год кончает, а зиму начинает. 21 декабря - зимнее солнцестояние (самый короткий день и самая длинная ночь).
Воспитатель: Следующая загадка:
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?
Дети: Январь.
Воспитатель: Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон. День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
Дети: Февраль.
Воспитатель: Февраль называли лютень, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели.
Воспитатель: Назовите три зимних месяца.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: О зиме художники рисуют картины, писатели пишут рассказы, композиторы сочиняют музыку, а поэты пишут стихи.
Послушайте отрывок из стихотворения о зиме И. Сурикова (слайд №5)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Воспитатель: О чем стихотворение? Откуда же берется снег? (Он подает из тучи) Из чего состоит снег? (Из снежинок) (слайд №6)
Воспитатель: Что такое снежинки? Снежинки рождаются, когда маленькие капельки воды в облаках, попадая в холодную атмосферу, превращаются в кристаллы и замерзают. В разные дни снег падает по-разному, все зависит от погоды. Во время очень сильных морозов снежинки выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, снежинки превращаются в снежную пыль. И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. В безветренную морозную погоду, особо красивы падающие на землю снежинки. А в теплую погоду, снег прилипает друг к другу, становится похожий на крупу или на кусочки ваты, образуются снежные хлопья. Снежинки, действительно, очень красивые. Настоящее чудо природы.
Д. И. «Найди одинаковые снежинки» Посмотрите, сколько ветер снега надул, а вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые. (Дети ищут, но не находят.)
Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает, каждая проходит через различные комбинации влажности, температуры и давления. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)
Воспитатель: Я приглашаю нас в лабораторию «Волшебницы Зимы»
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в снежинки и под музыку полетаем. Кто захочет, летайте плавно, как в безветренную морозную погоду; чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. А кто захочет, тот, как в теплую погоду, образует снежные хлопья, прилепившись, друг к другу. Как называется явление, когда идет снег? (Снегопад (слайд №7)
Играет музыка «Серебристые снежинки», дети «летают» как снежинки.
Воспитатель: Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несется
по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как
называется это явление? (Метель) (слайд №8)
Воспитатель: Иногда зимой бывает, что снег тает, становится влажным, легко лепится, на крышах появятся сосульки. Как называется это явление природы? (Оттепель) (слайд №9)
Дети, чем опасны сосульки? (Не играть где свисают, не сосать, упадет – травма будет)
Воспитатель: А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твердая корочка – «наст». Что образуется на дорогах? (Гололедица) (слайд №10)
Давайте вспомним, как себя нужно вести во время гололедицы? (Быть внимательным и осторожным, обувь не скользящая, осторожно передвигаться, как лыжник, небольшими скользящими шагами, тропинки подсыпать песком)
Воспитатель: На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома. Удивительно красивым становится при этом все вокруг, особенно красивы деревья. (Изморозь) Изморозь — вид атмосферных осадков, представляет собой кристаллические или зернистые отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при влажной, морозной погоде. (слайд №11) Не путайте с инеем, он бывает на любой плоской поверхности (дверь, стекло, перила, капот машины).
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Зимние слова»
Я буду называть вам зимние слова, если вы их услышите, то должны хлопнуть в ладоши, а если не зимние слова, то молчать. Готовы?
Снег, жара, снежинки, книга, дед, мороз, кровать, новый год, загорать, конфета,лыжи,санки, листопад, снеговик, снегурочка, помидоры.
Воспитатель: Молодцы! Какие вы смышленые. Ребята, а как у нас зимуют растения?
Деревья и кусты стоят без листьев, кроме хвойных, ветки деревьев покрыты снегом. Деревья погружаются в сон, чтобы не замерзли корни деревьев, их надо «окучивать» снегом. Зимой мало влаги, света, питательных веществ. Под снегом зимуют семена трав, а весной они прорастают.
Воспитатель: Ребята, вы любите зиму, за что? (Зимой весело: можно кататься с горки, на ледянках, санках, играть в снежки с друзьями, строить снежные постройки, лепить снеговиков.) (слайд №12)
Воспитатель: Оказывается, зима очень веселое время года. А давайте с вами сейчас поиграем.
Физкультминутка «Зимой»
А сейчас прошу вниманье
Я хочу вам дать заданье
Быстро лыжи надеваем
Друг за другом все шагаем. (Дети имитируют движения на лыжах)
А сейчас все в круг встаем
Снежки в руки мы берем
Хорошо снежки бросай
И друг в друга попадай. (Дети имитируют игру в снежки)
А теперь лопаты взяли
Все сугробы откопали
Снег кидаем дружно
Всем трудиться нужно.
Отлично!
Воспитатель: А как вы думаете, что делают зимой дикие животные? (Одни спят, другие ищут себе пищу по всему лесу, животные и птицы делают запасы: шишки, семена, ягоды, звери меняют шубки на более тёплые, делают норки, куда можно спрятаться в суровую зиму). (слайд №13)
Воспитатель: А сейчас по порядку. Какие звери зимой впадают в спячку? (еж, медведь, барсук, летучая мышь). Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Некоторые животные делают запасы (белка, бурундук, бобр, мышь, хомяк). Какими запасами они запасаются? Сушат на сучьях грибы, собирают в дуплах орехи и желуди, семена. В голодное время питаются своими запасами. Кроме того, эти животные утепляют свое дупло, нору сеном и веточками. Мех зверей к зиме становится гуще, пушистее и лучше согревает их в холодное время.
Другие ищут пищу по всему лесу. Некоторые звери меняют свои шубки на более теплые: зайцы, белки и лисы. Зимой у белки шубка становится серенькой, а летом была ярко рыжая. А у зайчика летняя серенькая шубка меняется на белоснежную. Белая шубка не только помогает зайчику согреться, но и делает его незаметным на снегу и помогает спрятаться от хищников.
А как вы думаете, помогает ли кто лесным животным пережить морозы? Да, лесники и егеря подкармливают их: раскладывают сено для лосей, каменную соль (глыбы) для кабанов и других животных (для обмена веществ, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.
Д. И. «Рассели животных по домикам».
Воспитатель: Посмотрите на фотографии птиц. Перечислите их. Каким одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующие). Как вы думаете, почему они не улетают на юг? (они могут найти корм и зимой, приспособлены к морозам, некоторые из них стараются жить близко к людям, ведь, как известно, где люди, там и еда). (слайд №14)
Ребята, как вы думаете, птицам зимой также легко находить корм, как и летом? Почему? Нет, когда на улице метель птицы не могут летать. А когда земля покрыта льдом, птицам тяжело находить себе зернышки, ведь им приходится разбивать его. Ребята, а вы знаете, что за суровую зиму, из 10 синичек выживает лишь одна. Очень жаль, правда?
Дети, а как вы думаете, что страшнее зимой птицам - голод или холод? Голод - враг хрупкой птички. Сытая птица не замерзнет, даже в сильные морозы.
Некоторые птицы (вороны, синицы, воробьи) остаются рядом с человеком. Вороны держатся близко к дому человека и питаются остатками выброшенной пищи (кашей, мясом, рыбой и даже йогуртом).
Снегири, свиристели прилетают в города и поселки из лесов. Они едят ягоды рябины и других растений.
В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц, пёстрый дятел. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.
Как же мы можем помочь птицам, чтобы они не погибли? (Сделать для них кормушки)
Итак, ребята, можно ли однозначно сказать, что зима – это хорошее или плохое время года? Нет, у зимы, как и у других времён года, есть свои плюсы и минусы. Для кого зима в радость? (Для детей, растений). Для кого это время года является тяжёлым? (Для животных, птиц).
В природе все взаимосвязано и продумано. Мы с вами часть этой удивительной природы и должны ее не только любить, но так, же оберегать и охранять. Вы согласны со мной?
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы много говорили о зиме, вспомнили, какая погода бывает зимой, как зимуют звери, птицы, растения. А что нового и интересного вы узнали сегодня? Что вам особенно понравилось, запомнилось? Вы сегодня мне очень понравились, были внимательными и сообразительными. Волшебница Зима вам в подарок прислала раскраски о зиме. (слайд №15)