Светлана Казьмина
ООД по ознакомлению с природой для детей старшего возраста «Путешествие в мир звуков и красок весны»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир звуков и красок весны»
Цель: Познакомить детей с произведениями разных авторов о весне; расширить кругозор и обогатить словарный запас; развивать познавательный интерес; осуществлять связь содержания произведений с окружающей действительностью, с наблюдениями в природе, с изобразительным искусством, музыкой.
Публикация «ООД по ознакомлению с природой для детей старшего возраста „Путешествие в мир звуков и красок весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла, и достойна, чтобы о ней, дикой, было рассказано по-человечески: доброжелательно и красиво. Мы много читали произведений о весне, учили стихи. Давайте вспомним их. (Дети читают 2-3 стихотворения).
Воспитатель: О каких признаках весны говорится в стихотворениях?
Дети: Морозы стали слабее, день длиннее, бегут ручьи, звенит капель, птицы прилетаю из теплых стран, птицы поют веселее…
Воспитатель: Послушайте, как просыпается природа.
Слушание – Барков «Голоса весеннего леса».
Воспитатель: А сейчас мы послушаем стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды» (читает ребенок)
Воспитатель: О каком времени весны стихотворение, о начале или конце. Почему?
Какие картины вы нарисовали бы к нему?
Почему берег назван «сонным»?
Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут, гласят?
Почему поют славу весенние ручьи?
Повторное чтение стихотворения «Весенние воды».
Воспитатель: Послушайте загадку из знакомой сказки «Старик-годовик» :
«…Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая стайка птиц. Снег стал таять, на полях показались проталины…».
Воспитатель: Какие это волшебные птицы, назовите их.
Ребё нок: Три долга у весны, тир завета: первый – тьму зимнюю одолеть, с этим март справится.
Ребё нок: Второй - снег согнать, растопить, землю разбудить и отогреть, для этого её апрель из ручьёв живой водой отпаивает.
Ребё нок: Третий – тёплую землю в зелень убрать – достаётся маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.
Воспитатель: Первый месяц весны – март. Какие пословицы о марте вы знаете?
Дети: Март – утро весны. Март зиму кончает, весну начинает. В марте и курица из лужицы напьётся. Март с травой, апрель – с травой. В марте югом веет, старого греет.
Воспитатель: Март назвали в честь бога Марса, покровителя полей.
Чтение рассказа Н. Сладкова «Март» (отрывок).
Воспитатель: Композитор П. И. Чайковский очень любил природу, сейчас мы послушаем его пьесу про март – «Песня жаворонка».
Воспитатель: С приходом весны поднимается настроение, хочется радоваться. Давайте отдохнём - хоровод заведём.
Физминутка: (дети встают в хоровод) «Весенний хоровод» сл. и муз. С Насауменко
1. Согревайте скорей (хороводным шагом идут по кругу плавно раскрывая и
Землю солнышка лучи! закрывая руки перед собой)
Прилетайте скорей
В свои гнёздышки грачи!
А мы песенку споём (шаг с приседанием, руки полочкой, кружатся через правое
Хоровод заведём. потом через левое плечо)
2. Вырастайте скорей (хороводным шагом сужают и расширяют круг
Все цветочки на лугах! постепенно поднимая и опуская руки)
Поспевайте скорей
Вкусны ягодки в лесах.
А мы песенку споём
Хоровод заведём.
Воспитатель: Картины родной природы особенно чувствуют художники, посмотрите репродукцию картины А. Саврасова «Грачи прилетели», художник воспринимает природу, как живое существо, даже неподвижный камень может смеяться от солнечно тепла.
Что мы видим на картине? (небольшая деревенская церквушка, деревянный дом, нераспустившееся дерево – берёза, прилетели первые вестники весны – грачи…
Что делают птицы? (весело кричат, поправляют старые и строят новые гнёзда, хлопочут, летают над деревьями)
Воспитатель: Да, всё верно. Снег едва начал таять, образуя теплые лужи: «Слышите, сколько звуков в этой картине! Вот перекликаются птицы, звенит капель, ветер шелестит в мокрых ветках берез, поскрипывают их кривые стволы, звучит колокол».
Какие краски выбраны для изображения марта? (светлые, солнечные, прозрачные)
Воспитатель: Родина слова «апрель» - тоже Древний Рим. Оно обозначает – теплый, солнечный. Давайте вспомним пословицы об апреле.
Дети: В апреле земля преет.
Апрель тёплый, май холодный – год хлеборобный.
Солнце пригреет – всё поспеет.
Отложи шашни, да принимайся за пашни.
Воспитатель: Вспомним стихи о втором месяце весны.
Дети читают два стихотворения.
Воспитатель: В апреле просыпаются деревья – начинается сокодвижение. Это очень ответственное время. Если вы увидите, что дерево повреждено, из «раны» вытекает сок, что надо сделать? Как помочь дереву?
Дети: Замазать ранку, чтобы дерево не засохло.
Воспитатель: О месяце апреле у П. И. Чайковского есть пьеса под названием «Подснежник».
Слушание пьесы «Подснежник».
Воспитатель: Мелодия нежная, плавная, робкая. Ест много песен о весне, может отдохнём и споём одну.
Исполняется песня «Песня о весне» сл. Френкеля, муз. Фрида.
1. Звонко капают капели
Возле нашего окна,
Птицы весело запели
Чив-чив-чив пришла весна!
2. Мы вчера нашли подснежник
На проталине лесной
Голубой цветочек нежный
Пахнет солнцем и весной.
Воспитатель: Название следующего месяца «май», от имени Майя – так в Древнем Риме звали богиню Земли и плодородия. Что же происходит в мае?
Дети: День длинный, теплый, зеленеет трава, начинаются работы в поле, саду, огороде, у птиц появляются птенцы, зацветают цветы, кустарники – черёмуха, сирень.
Воспитатель: Вспомним пословицы о мае.
Дети: Ласточка прилетела – скоро гром грянет.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Май леса наряжает – лето в гости ожидает.
Бывает май – под кустом рай, а бывает такой май, что коню сено давай, а сам на печь полезай.
Воспитатель: Кто помнит стихотворения о цветах и растениях?
Дети читают стихотворения: Е. Благинина «Черёмуха», Е. Александрова «Песни мая».
Воспитатель: Мы послушали красивые, радостные стихи о пробуждении природы. Вот и П. И. Чайковский написал музыку «Белые ночи». Слушание музыки.
Воспитатель: Вот и подошло к завершению наше путешествие в мир звуков и красок весны
Какие же звуки весны вы услышали сегодня? (шум ручьёв, капели, пение птиц, работу машин в поле)
Какие запахи у весны? (оттаявшей весны, молодой травы, зелёной листвы, душистой черёмухи, сирени, цветов)
Воспитатель: На сегодня разговор о весне закончился, но путешествие в мир природы не заканчивается. Вслушайтесь в песни весны, всмотритесь в её краски – вы как бы выпьете волшебный напиток и поймёте о чём шепчут первые листья берёзы, слушайте и смотрите весну.
Под музыку Рахманинова дети выходят из группы.