Алла Ковтун
Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы «Очень ценный вклад — вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы
Цель:Уточнять и расширять знания о воде, её роли в жизни человека и живых организмов, формах и видах водоёмов (родники, реки, моря, океаны, осадки и т. д.).Дать представление об основных источниках загрязнения водоёмов. Развивать экологическую культуру, любознательность, умение любоваться красотой природы, закреплять навыки декоративного украшения различных форм. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Образовательная область. «Речевое развитие».
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы „Очень ценный вклад — вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
1. Формировать представление о том, как человек использует в своей жизни воду; о том, что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
2. Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.
3. Продолжать формировать умения детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
4. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями.
Образовательная область. «Художественно- эстетическое развитие».
1. Развивать эстетическое восприятие, умения созерцать красоту окружающего мира.
2. Развивать чувства формы, цвета, пропорции.
3. Совершенствовать умения детей рассматривать работы (рисунки, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Образовательная область. «Познавательное развитие».
1. Формировать представления о взаимодействии живой и неживой природы. Рассказы о значении воды в жизни человека, животных и растений.
Образовательная область. «Физическое развитие».
1. Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Формировать потребность в здоровом образе жизни и желания заниматься физкультурой и спортом.
Образовательная область. «Музыкальное развитие».
1. Поощрять самостоятельность, творческое исполнение песен.
2. Развить песенный музыкальный вкус.
Демонстрационный материал. Группа оформлена в виде зон. 1. Моноблок, Презентация с изображением пейзажей водоёмов, видами использования воды в быту и промышленности. 2. Магнитная доска в форме водоёма, Силуэты предметов (рыбы, водоросли, улитки, банки, башмаки и т. д.).3. Большой глобус. 4. Лист формата А3 с изображением суши; тесёмки синего и голубого цвета. 5. Цветные восковые карандаши.
Раздаточный материал. Силуэты рыб, улиток, водорослей. Цветные карандаши.
Предварительная работа: Наблюдения, беседы о значении воды в жизни человека и видах водоёмов, опыты с водой, рассмотрение иллюстративного материала, тематического альбома «Вода в жизни человека».
Обогащение словаря:Обогащение речи детей прилагательными (вода какая? чистая, прозрачная, мутная, грязная солёная, пресная и т. д.)
Индивидуальная работа:
1. Алину, Дашу учить делать выводы и принимать участие в беседе.
2. Побуждать Давида, Влада в образовании однокоренных слов.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, знаете ли вы что, стоит на моём столе?
Дети. Это глобус – модель планеты земля.
Воспитатель. Правильно.
Воспитатель. Кто живёт на нашей планете?
Дети. Животные, птицы, рыбы, растения,люди.
Воспитатель. Без чего не могут жить эти живые существа?
Дети. Без воздуха, без солнца, без воды.
Воспитатель. Каким цветом на глобусе обозначена вода
Дети. Синим, голубым.
Воспитатель. Ребята, какие свойства воды вы знаете?
Дети. Вода прозрачная, без вкуса, запаха.
Воспитатель. Ребята, а нужна ли вода? Зачем?
Дети. Чтобы пить её, готовить еду, умываться, мыть полы и т. д.
Воспитатель. Какая польза от воды людям?
Дети. С её помощью люди становятся чистыми, а значит, не болеют, сытыми. Без воды люди не смогут жить (они умрут от жажды).
Воспитатель. А хотите послушать стихотворение, а потом мне скажите а чём оно.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без (воды).
Воспитатель. Конечно ребята – это вода, всё живое на земле не может жить без воды.
(во время прочтения стихотворения идёт показ слайдов с изображением использования воды).
Воспитатель. Итак, мы с вами знаем, что вода очень важна, чтобы сделать множество простых, но очень важных дел. Она ничем не заменима. А какие вы знаете водоёмы? Я вам сейчас загадаю загадки а вы мне скажите отгадки. Слушайте внимательно.
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк.)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки,
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды – в нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро, пруд.)
Молодцы ребята вы правильно отгадали загадки. А сейчас мы с вами подойдём к столу на котором лежит ватман, на нём изображена суша. Посмотрите, на нашем кусочке земли, чего-то не хватает, как вы думаете чего?
Дети. Воды.
Воспитатель. А как воду можно изобразить с помощью тесёмок? Посмотрите на карту. С помощью тесёмок мы с вами изобразим впадения ручейков в реки, а рек в моря. На что похоже наше изображение?
Дети. На карту.
Воспитатель. Правильно. А чем отличается вода в реках, ручьях, озёрах от воды морей?
Дети. В морях вода солёная, а в речках и озёрах – пресная.
Воспитатель. Какую воду мы используем в пище и быту?
Дети. Пресную, чистую, не солёную.
Воспитатель. А вы знаете какие водоёмы встречаются в нашей местности?
Дети. Речки, ручейки, озёра.
Воспитатель. Ребята, вы любите отдыхать на берегу реки? Представьте себе такую историю…
«Жила-была Голубая речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили люди. Посмотрите, какая чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и улитки, и жуки, и раки. Я приглашаю вас в гости: искупаться, отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка. Однажды в гости к реке пришла семья: папа, мама и мальчик Костя. Они расположились на берегу реки и стали отдыхать, загорать, купаться. Сначала папа развёл костёр, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет цветов. Но они быстро увяли без воды, и ей пришлось их выбросить. Костя выловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что там у них внутри. В заводи он поймал лягушку и закрыл её в банке. И ещё он раздавил большого чёрного жука, который не осторожно выполз на берег. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах все грязные пакеты и бумажки. Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никого не звала к себе в гости». Н. Рыжова. Дети, так что произошло на берегу реки?
Дети. Люди обидели речку, и тех кто в ней живёт, и на её берегах намусорили.
Воспитатель. А как вы думаете, из-за чего это произошло?
Дети. Люди не правильно вели себя на природе!
• Воспитатель. Действительно, ребята. Подобное становится возможным из-за незнания людьми правил поведения на природе. Водоёмы загрязняются не только от мусора, но и от вредных примесей, нечистот и сливов промышленных предприятий. Посмотрите на доску на ней висят картины с изображением заводов и фабрик. Давайте назовём правила поведения в природе, которые помогут нам сохранить чистоту воды – одного из важнейших природных ресурсов. (Дети делают выводы).
• Не разжигать костры.
• Не разбрасывать и оставлять мусор.
• Не брать у природы лишнего (цветов, рыбы и т. д.).
• Не обижать жителей воды и лесов.
• Не сливать нечистоты и отходы производства в реки, моря и озёра.
Засиделись ребята мы с вами, давайте спустимся к реке.
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой
И помашем её рукой!
А теперь ребята давайте подойдём к картине на которой изображена речка. Как вы думаете ребята, что надо сделать, чтобы наша речка стала чистой?
Дети. Нужно убрать весь мусор и другие предметы не подходящие к водной тематике (отходы, нечистоты).
Воспитатель. Правильно. Ребята, а давайте мы раскрасим красивых рыбок, улиток, водоросли и запустим их в нашу речку. А перед работой сделаем Пальчиковую гимнастику.
Рыбкам весело резвиться
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся – разожмутся,
То зароются в песке.
(Дети раскрашивают силуэты рыб, улиток, водоросли. Составляют общий колаж).
Воспитатель. Ребята, какие красивые у вас получились рыбки. Давайте словами песни скажем насколько важна для людей вода.
(Дети исполняют песню. Во время исполнения на экране демонстрируются слайды с изображением чистых водоёмов).
Очень ценный клад – вода,
С нею дружим мы всегда,
Умываясь ею охотно на рассвете.
В речку мусор не бросать,
А природу охранять – (2 раза)
Будет правило святым для всех на свете.
Жить не могут без воды
Люди, рыбы и бобры,
Кто плотины через реки свои строит.
Их не трогать никогда,
В книгу Красную тогда (2раза)
И записывать друзей таких не стоит.
Эх, волшебница-вода!
И прозрачна, и вкусна!
Водоёмы все наполнит без остатка.
Коль родник в лесу найдём,
Иль вдвоём, иль впятером (2раза)
Приходить к нему порой будем украдкой.
Воспитатель подводит итог занятия.
Где мы сегодня с вами побывали?
Дети. На речке.
Воспитатель. Что мы для неё сделали?
Дети. Очистили и поселили много рыб и других водных обитателей.
Воспитатель. Какие правила общения с природой вам больше всего запомнились?
(Дети перечисляют).
Воспитатель. Ребята речка благодарит вас за помощь и прщается с вами до новых встреч.