лариса пауль
Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению
По итогам фронтального контроля в подготовительной группе
1 «Радуга», воспитатели Горбановская Н. Рябенкова Т. В.
2 ««Улыбка» воспитатели Пауль Л. В., Ярулина Т. А.
Проверка проводилась с 15 февраля по 26 февраля 2016 года
Цель проверки:
Выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей и уровень мотивационной готовности к обучению в школе.
Публикация «Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Формы и методы диагностики: индивидуальные беседы, подгрупповые беседы, экспресс тесты, методика «Определение мотивов учений» М. Р. Гинзбурга, Н. И. Гуткиной, тест М. И. Ильиной «Веселый -грустный»,
Результаты диагностики подготовительной группы 1 «Радуга»
Был продиагностирован 22 ребёнок
1. При анализе сформированности «внутренней позиции школьника» была использована методика Н. И. Гуткиной, Результаты следующие:
-100% детей высказали желание идти в школу;
З2% (7детей) высказали желание ещё на год остаться в детском саду, мотивируя это тем, что в детском саду тоже происходит много интересного;
- 90 % (20 детей) выбирают занятия ориентированные на получение знаний, 10% (2 ребёнка) при выборе занятий предпочитают игру;
- 95% (21 ребёнок) признают авторитет учителя,
- 59% (13 детей) осознают значимость уроков и их доминирующее значение в школьном обучении.
- 82% (18 детей) положительно воспринимают поступление в школу, у них не возникает чувство тревожности с обучением в школе; 18% ( 4 детей: Настя Б. ,Матвей Ж, Вика П, Полина С) «болезненно» относятся к предстоящему обучению в школе, для них этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.
Вывод: У 91%(20 детей) наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", с характерными для нее мотивами, которые проявляются в следующем:
- ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
- учение привлекает его как серьезная, социально значимая деятельность;
- сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
- ребенок свободно вербализирует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
У 9% (2 детей – Полина С, Семён К.) внутренняя позиция школьника условно сформирована.
2. При исследовании эмоционально - волевой сферы детей подготовительной группы 1 были использованы тест М. И. Ильиной «Весёлый – грустный», тест-опросник. Выявлены следующие результаты:
64% (14 детей) имеют высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы. Правильно понимают эмоциональные состояния других людей. Откликаются на эмоции близких людей, друзей, активно выражают готовность помочь. Сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Способны управлять своим поведением, планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, реагировать на оценку своих действий и поступков. Соблюдает правила поведения в общественных местах.
36% (8 детей) имеют средний уровень развития эмоционально-волевой сферы.
Низкий уровень развития эмоционально-волевой сфкры – отсутствует.
Результаты диагностики подготовительной группы2 «Улыбка»
Был продиагностирован 22 ребёнок
1. При анализе сформированности «внутренней позиции школьника» было использована методика Н. И. Гуткиной, установлено,
- 95% (21 ребёнок) высказали желание идти в школу.
-41% (9детей) высказали желание ещё на год остаться в детском саду, мотивируя это тем, что уход в школу разлучит их с друзьями, большинство детей посещающих школы раннего развития высказали мнение о том, что уже устали учиться.
- 90 % (20 детей) выбирают занятия ориентированные на получение знаний, 10% (2 ребёнка) при выборе занятий предпочитают игровую деятельность;
- 82% (18 детей) признают авторитет учителя,
- 100% (22 ребёнка) осознают значимость уроков и их доминирующее значение в школьном обучении.
- 100% (22 ребёнка) положительно воспринимают поступление в школу, у них не возникает чувство тревожности с обучением в школе;
Вывод: У 91% детей наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", с характерные для нее мотивами, которые проявляются в следующих симптомах:
- ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
- учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
- сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
- ребенок свободно вербализирует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
У 9% (2 детей – Кристина Б., Данила З) внутренняя позиция школьника условно сформирована
2. При исследовании эмоционально - волевой сферы детей подготовительной группы 2 были использованы тест М. И. Ильиной «Весёлый – грустный», тест-опросник. выявлены следующие результаты:
- 55% (12 детей) имеют высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы. Правильно понимают эмоциональные состояния других людей. Откликаются на эмоции близких людей, друзей, активно выражают готовность помочь. Сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Способны управлять своим поведением, планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, реагировать на оценку своих действий и поступков. Соблюдает правила поведения в общественных местах.
- 45% (10 детей) имеют средний уровень развития эмоционально-волевой сферы.
Рекомендации воспитателям 1и 2 подготовительных групп:
• разработать индивидуальные маршруты сопровождения по повышению мотивационной готовности к школьному обучению, привлечь к сотрудничеству родителей и специалистов
• подготовить подборку игр на совершенствование эмоционально-волевой сферы
• оформить комплекс расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности
Сводные результаты диагностики по 2 группам
Продиагностировано 44 ребёнка
1. Результаты анализа сформированности «внутренней позиции школьника»
У 91% (40 детей) наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника».
У 9% (4 детей) условно сформирована «внутренняя позиция школьника
2. Уровень развития эмоционально – волевой сферы
- 60% (26 детей) имеют высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы.
- 40% (18 детей) имеют средний уровень развития эмоционально – волевой сферы.