Татьяна Былкина
История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников
История возникновения игрушек уходит своими корнями в глубину веков и продолжается на протяжении всех исторических эпох человечества.
Игрушка в основном связана с игрой – ведущей деятельностью, во время которой у ребенка формируются многие важные характеристики – ум, фантазия, физические качества и коммуникабельность.
Публикация «История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Кто из нас в детстве не мастерил, например, человечков из цветов, растений или проволоки, после разыгрывая сценки и сюжеты, вместе с друзьям или самостоятельно?
Игрушки, в основном куклы, часто использовались и в театральных постановках, чему свидетельствует возникновение кукольных театров.
Самой первой игрушкой ребенка, как в те времена, так и сейчас, была погремушка. Погремушки дарили новорожденным в Древней Греции, Риме и других странах.
Постукивая погремушками, матери пели колыбельные песни своим детям. Имели эти игрушки и другое значение. В те времена считалось, что трещотки и погремушки отгоняют от беспомощного ребенка злых духов. Существовало несколько видов погремушек: трещотки, систры и кретала.
В наши дни индустрия игрушек, в том числе и кукол, достигла неимоверных масштабов своего развития. Особой популярностью пользуются так званые БЖД куклы (от английского BJD – “Ball Joint Dolls”, то есть, куклы на шарнирах).
Это пластиковые, очень подвижные куклы, которые могут принимать практически любые позы. Характерной особенностью этих кукол является возможность придать им полностью индивидуальные черты. БЖД кукле можно заменить не только детали одежды, но и глаза, парик, раскрасить лицо, сделать пирсинг или татуировки, а можно полностью ее модифицировать, если приобрести новые детали.
В это же время, возник новый жанр искусства - авторская игрушка. Их изготавливают из разных материалов и в различных техниках – фарфоровые, вязанные, тряпичные, эти игрушки являются результатом художественного искусства двадцатого и двадцать первого века. Авторские игрушки обычно создаются исключительно в эстетических и декоративных целях
Игра дошкольников предоставляет большие возможности для исследования эмоций.
Она насыщена самыми разнообразными эмоциями :
Радостью;
Восторгом;
Удивлением;
волнением и т. д.
Это дает возможность использовать игру не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Разнообразие эмоциональных проявлений, наблюдаемых в игре, их богатства обусловлены также одновременным протекание эмоций, порождаемых,
с одной стороны, реальным «Я» ребенка, получающего удовольствие от игры,
а с другой стороны – ролью, которую он выполняет.
О том, насколько значимы эмоции, переживание игровых событий, возвышенные мотивы игры говорят исследования советских психологов (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Г. П. Хризман и др.).
Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта.
Психологи подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.
Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха, зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможность свободного самовыражения, исследования, изучения собственных чувств и переживаний.
По-настоящему игра осуществляется только тогда, когда ее содержание дано в острой содержательной форме.
Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры.
Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности.
Исходя из конкретного предметного содержания, которое является источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в игре:
1. развитие эмоционального отношения ребенка к игре как к деятельности в целом;
2. развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами-куклами;
3. развитие эмоциональных отношений в процессе коллективных игр.
Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей игровой деятельности и развития эмоциональной сферы детей педагогу необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть приемами организации игры.
Игры на развитие эмоционально – волевой сферы :
Игра «Пиктограммы».
Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Упражнение «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
Упражнение «Способы повышения настроения». Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).
Игра «Волшебный мешочек». Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Игра «Назови похожее». Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.