Рыбакова Екатерина
Оценка педагогического опыта на основе изучения профессиональной литературы и анализа деятельности других педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Источник :Журнал ДО со статьё й на тему: : «Народная сказка как средство развития образной речи дошкольников 4 – 5 лет».
Автор: Винокурова Татьяна Николаевна.
Адрес: г. Самара, ул. Гагарина д. 131, МБДОУ «Детский сад №255» .
Цель: Повышение качества образования. Поиск путей формирования речи дошкольников 4 – 5 лет на основе знакомства с народными сказками.
Описание: На первом этапе дети знакомились со сказкой: чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций.
Публикация «Оценка педагогического опыта на основе изучения профессиональной литературы и анализа деятельности других педагогов» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
На втором этапе развития речи детей 4-5 лет их знания отразились в художественной деятельности : лепке, рисование, конструирование, изготовление атрибутов для игр. Дети рассказывают о своих поделках, какие материалы используют в работе: карандаши, краски, цветные мелки, соленое тесто, глину, цветную бумагу; пересказывают несложный сюжет своей аппликации: «Веселый колобок», «Репка на грядке»; рисунка: «Избушка лубяная и ледяная», «Колобок и заяц», придумывают и лепят пластилиновые сказки «Кто в теремочке живет?». Из детских работ оформили, альбом на тему: «Любимые сказки детей», книжки малышки, альбом с загадками «Дорисуй героя сказки», «Укрась костюм сказочного героя» отразилось в придумывание детьми продолжения к известной сказке и другого конца сказки.
На третьем этапе развития речи дети перешли к разыгрыванию сюжета: подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли.
Познавательно - речевое развитие, осуществляется через следующие основные виды деятельности детей :
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
5. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
6. Пластические импровизации на тему сказок.
Теоретическая интерпретация опытов : В группе созданы все условия по развитию игровой деятельности детей : разные дидактические игры, кубики по сказкам, конструкторы для игры в сказку, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, уголки театра и речевой деятельности, шапочки, маски, куклы – бибабо, и так далее. Побуждая детей к совместным играм, педагог учитывает дружеские привязанности их между собой, поддерживает индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
Развитие речи детей с использованием сказки, наиболее результативно, если находит продолжение в семье. Для этого систематически проводятся беседы, круглый стол, консультации для родителей, презентации, проекты для совместной деятельности, выпуск фотогазеты игр – драматизаций, изготовление атрибутов к играм - драматизациям, выставки поделок родителей с детьми, вечера развлечений. По результатам анкетирования родителей, все дети с удовольствием рассказывают дома знакомые стихи, потешки, пальчиковые игры, любят рассматривать книжки с картинками, рассказывают, играют в сказку, наряжаются в героев, просят родителей принять участие в этом процессе, делают поделки по собственной инициативе.
Практическая интерпретация опытов : Немало важную роль в развитии речи детей воспитатель отводит малым фольклорным жанрам. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов. Параллельно с данной работой проводится артикуляционная и пальчиковая гимнастики с использованием материала по устному народному творчеству.
Формы обобщения и распространения изученного опыта.
• Семинар-практикум,
• Мастер-класс,
• Аукцион «педагогических идей»,
• Творческий отчёт.
• Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, газеты, брошюры и т. п.).
• Общественная презентация опыта,
• Информационная выставка,
• Педагогический совет.
• Заседания методического объединения.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс развития речи при ознакомлении со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Снижению уровня тревожности и агрессивности у детей, умению преодолевать трудности и страхи способствуют разминки: «Разозлились - одумались», «Поссорились – помирились», для выражения эмоций - «Собираем добрые слова» (Дети, кидая мячик друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей).
Изучив опыт работы воспитателя Винокуровой Татьяны Николаевны, можно сделать следующий вывод:
Дети ранее плохо владеющие речью, стали охотнее общаться со сверстниками, больше говорить со взрослыми, на вопросы воспитателя стали отвечать полными предложениями, более выразительно, в речи меньше пауз. Большинство из детей научились самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки, с желанием участвуют в играх – драматизациях. Дети с положительными эмоциями откликаются на эмоции других людей, наблюдаются проявления сострадания, соучастия, взаимопомощи.
Таким образом, народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, является эффективным средством развития речи детей 4–5 лет.
Целенаправленная работа воспитателя Винокуровой Татьяны Николаевны в социокультурном пространстве ДОУ средствами народной сказки приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.