Альбина Гетт
Обзор логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с нарушением речи
▼ Скачать
Сегодня серьёзной проблемой стал неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речи, а также утяжеление речевых нарушений и уровня речевого недоразвития. В последние годы у большинства детей данной категории в той или иной степени выражены нарушения слоговой структуры слова. Данные нарушения мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте. В связи с этим учителя-логопеды самое серьёзное внимание вынуждены уделять проблеме формирования слоговой структуры слова.
Публикация «Обзор логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Под слоговой структурой слова понимают взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушения слоговой структуры слова проявляются в сокращении (пропуске) слогов, нарушении последовательности слогов в слове, уподоблении слогов, персеверации (повторении, антиципации (замене предшествующих звуков последующими, добавлении лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов, контаминации (слияние частей слов или слов в одно).
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З. Е., Большакова С. Е., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Маркова А. К., Сафонкина Н. Ю., Ткаченко Т. А., Усанова О. Н., Четверушкина Н. С. и др.
Ряд перечисленных выше логопедов разработали собственные технологии коррекции слоговой структуры слова.
Так, Большакова С. Е. предлагает определённый порядок работы со словами различной слоговой структуры :
• Двухсложные слова из открытых слогов : вода, сова, вата.
• Трёхсложные слова из открытых слогов : собака, кубики, сапоги.
• Односложные слова из закрытого слога : мак, лук, кит.
• Двухсложные слова с закрытым слогом : лимон, веник, банан.
• Двухсложные слова со стечением в середине слова : юбка, письмо, ветка.
• Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: чайник, альбом, дождик.
• Трёхсложные слова с закрытым слогом : самолёт, помидор, чемодан.
• Трёхсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, конфеты.
• Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом : автобус, кузнечик, индеец.
• Трёхсложные слова с двумя стечениями : матрёшка, избушка, игрушка.
• Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова : флаг, хлеб, шкаф.
• Двухсложные слова с двумя стечениями : звезда, штанга, гнездо, спички.
• Четырёхсложные слова из открытых слогов : пианино, ежевика, кукуруза.
Кроме того, автор технологии рекомендует использовать приемы мануального подкрепления, облегчающие детям усвоение многосложных слов и слов со стечениями согласных, а также разнообразные игры. Примеры игр:
«Длинные и короткие слова». У ребёнка фишки, перед ним на столе – длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребёнок кладёт фишку соответственно под длинную или короткую полоску.
«Эхо». Дети встают в круг. Логопед произносит слово по слогам, стоящий рядом ребёнок внятно повторяет его также по слогам. Затем он поворачивается к соседу и называет своё слово. Игра продолжается по кругу.
«Прошагай слово». Логопед показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, сыр – самолёт). Затем дети прошагивают придуманные ими слова.
«Поднимись по лесенке». Игра проводится с одним ребёнком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Необходимо, проговаривая слова по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются детьми или предлагаются логопедом.
«Путаница». Педагог произносит два слога, нужно поменять их местами и назвать получившееся слово.
«Придумай начало слова». Ведущий говорит окончание слова. Ребёнок добавляет первый слог и называет слово целиком.
Агранович З. Е предлагает свою систему логопедических мероприятий по устранению у детей младшего школьного возраста нарушения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе автор технологии выделяет два этапа :
- подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- собственно коррекционный (работа ведётся на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка – логопата).
На подготовительном этапе ребё нку сначала предлагаются задания на невербальном материале:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
После этого работа продолжается на вербальном материале:
1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно – временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
Автор рекомендует создавать дидактические игровые ситуации с использованием сказок.
С детьми с СНР I степени, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы, нужно начинать подготовительную работу с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо – громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.
На этом этапе работы детей целесообразно, по мнению автора технологии, обучать различению громкой (разговорной) и шёпотной речи, учить прислушиваться к речи взрослого, чётко выполнять инструкции, предъявленные шёпотом. В процессе работы с младшими дошкольниками Агранович З. Е. советует проводить игровые занятия на развитие подражательности, игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны – в кулачок, разжимай – и на бочок, простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками. (Подуди в дудку).
Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да, слоги с разными звуками (ма-па, па-ма, закрытые и обратные слоги (пап-ап). Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определённой учебно–речевой задачей.
На коррекционном этапе работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализа также слухового, зрительного и тактильного. Работа последовательно проводится на уровне гласных звуков, слогов, слов, чистоговорок, предложений, стихов и других текстов.
На уровне гласных звуков детям предлагаются следующие задания:
- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике.
- Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши.
- Пропевание сепий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : А И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО и т. д.
На уровне слогов автор предлагает следующие задания:
- Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»).
- Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог).
- Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).
- Сосчитать, сколько слогов логопед произнёс (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»).
- Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»).
- Чтение цепочек слогов.
- Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причём одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами.
- Чтение или повторение за логопедом серии слогов.
- Запоминание и повторение цепочки слогов.
- Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных.
На уровне слова Агранович З. Е. предлагает порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложенный Е. С. Большаковой.
Автор рекомендует в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры следующие виды игр и упражнений:
• на фонематический и слоговой анализ слов :
1. Игра «Телеграф» : «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются чётким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова : где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребёнок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава и т. д.
• на фонематический и слоговой синтез слов :
1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом.
2. Разгадать ребусы.
3. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО
4. Из двух слов образовать одно.
5. Логопед медленно произносит слово по слогам, а ребёнок произносит это слово целиком и т. д.
• на развитие фонематических представлений:
1. Разложить картинки под схемы слов.
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог).
3. Придумать родственные слова к слову.
На уровне чистоговорок, предложений, стихов и других текстов Агранович З. Е. предлагает следующие упражнения:
• заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом;
• придумывание чистоговорки на заданный слог;
• заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи;
• чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым;
• Игра «Телеграф» : передать телеграмму, отстучав ритмическую структуру слов в предложении;
• пропевание распевок с чёткой ритмической структурой по музыкальное сопровождение;
• договаривание незаконченных слов в предложениях;
• составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам;
• изменение по падежам слов сложной слоговой структуры;
• игра «Подскажи словечко».
Четверушкина Н. С. предлагает собственную систему специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
В основу логопедической работы Четверушкина Н. С. положила принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов. Автор предлагает тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребёнок не допускает в нём ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть «разбито» ребёнком на 2-3 более простые и изученные слоговые структуры.
Четверушкина Н. С. разработала систему специальных упражнений:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (1-й тип слоговой структуры).
Узнай, кто это? Конец слова за тобой. Найди и назови. Выполни команду. Чего не стало? Выбери картинки. Узнай, что (кто) это? Закончи предложение. Подскажи словечко. Кого ты видел в зоопарке? Запомни и повтори. Закрепление слов слоговой структуры 1-го типа в предложениях.
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (2-й тип слоговой структуры).
Какое слово получилось? Игра с мячом. Кто у кого? Закончи предложение. Покажи и назови. Кого ты видел? Слушая и называй. Назови слово правильно. Что ты делаешь? Скажи наоборот. Так бывает, или нет? Что делали метели? Чьи вещи? Назови по-другому. Узнай слово по гласным. Найди лишнее слово. Закрепление слов слоговой структуры 2-го типа в предложениях.
3. Односложные слова из закрытого слога (3-й тип слоговой структуры).
Договори слово. Назови один предмет. Что ты запомнил? Выбери картинку. Скажи наоборот. Узнай по описанию. Лабиринт. Отгадай загадки. Назови 5 предметов. Сложи картинку и назови другим словом.
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (4-й тип слоговой структуры).
Какое слово получилось? Добавь звук. Назови ласково. Назови один предмет. Кто как передвигается? Посмотри и назови. Что ты будешь делать? Назови 9 предметов. Чьи предметы? Скажи наоборот. Ответь на вопросы. Что обозначает слово? Послушай, ответь и расскажи. Различай слова. Отгадай загадки. Закрепление слов слоговой структуры 4-го типа в предложениях.
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (5-й тип слоговой структуры).
Конец слова за тобой. Назови ласково. Один – несколько. Одень кукол. Четвёртый лишний. Узнай ветку. Назови нужное слово. Ответь на вопросы. Узнай предмет. Скажи наоборот. Выполняем команды. Чего нет? Подбери слова. Закончи предложения. Составь предложение. Загадки. Закрепление слов слоговой структуры 5-го типа в предложениях.
6. Двухсложные слова из закрытых слогов. (6-й тип слоговой структуры).
Назови ласково. Ответь на вопросы. Чего нет? Один – пять. Образуй слова. Кто это? Подумай и ответь. Скажи наоборот. Прятки. Узнай слово. Подбери картинку. Закончи предложение. Закрепление слов слоговой структуры 6-го типа в предложениях.
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (7-й тип слоговой структуры).
Назови ласково. Назови детёнышей. Закончи предложение. Один – пять. Подумай и ответь. В зоопарке. В деревне. Назови слово правильно. Назови и сделай. Подскажи слово. Образуй слова. Что как едим? Чей хвост? Скажи наоборот. Сложные слова. Назови одним словом. Профессии.
Ещё одна технология коррекции слоговой структуры слова принадлежит Ткаченко Т. А. Авторский подход предполагает:
• высокую эффективность, подтверждённую многолетней практической деятельностью;
• наличие подготовительного этапа в виде создания фонетико-фонематической базы;
• уточнение семантики слова до начала отработки его слогового состава, а затем их параллельное закрепление;
• фонетическую доступность всех слов (наличие в них только правильно произносимых звуков);
• использование в качестве вспомогательного средства специальной зрительной и жестовой символики;
• значительное увеличение пассивного и активного словарного запаса;
• завершение работы не отражённой или заученной, а самостоятельной речью дошкольника.
Ткаченко Т. А. сформулировала основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова :
1. Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, то есть определённого уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.
2. В начале обучения ребёнку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
3. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец различные их комбинации.
4. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребёнок проговаривает отражённо, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).
5. При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.
6. В случае возникновения у ребёнка затруднений слогового состава слова произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.
7. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.
По методике коррекции нарушений слоговой структуры слова Ткаченко Т. А. весь период обучения делится на 4 этапа:
1. Подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы).
2. Этап формирования слоговой структуры слова (состоящий из 3-х ступеней).
3. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками).
4. Заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).
На подготовительном этапе осуществляется создание фонетико-фонематической базы для коррекции слоговой структуры слова. Фонетическая база включает овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов, исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. д. Фонематическая база включает овладение способностью к воспроизведению:
• сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА И ПР.);
• слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА);
• слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО);
• слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости – глухости (ДА-ТА, ПА-БА);
• слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости – мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ);
• слов, близких по звуковому составу (БОК – БАК – БЫК).
На этапе формирования слоговой структуры слова в качестве вспомогательного средства автор технологии предлагает использовать зрительные и жестовые символы звуков.
Для повторения ребёнку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.
1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.
2-ая ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.
3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний, содержащих стечения согласных звуков.
На этапе закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова Ткаченко Т. А. предлагает тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л,Р,Р’). Подразумевается, что к началу данного этапа логопед уже исправил их произношение. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т. к. дефектное произношение стойко закрепляется. Ткаченко Т. А. предлагает на данном этапе коррекционной работы отражё нное проговаривание и заучивание:
• слов, словосочетаний и предложений,
• рифмовок и стихов,
• скороговорок,
• рассказов.
На заключительном этапе автор предполагает, что ребёнок должен владеть правильным произношением всех звуков речи. Логопед используя полученные навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи обучает детей :
• составлению рассказов по опорным словам,
• описанию предметов,
• придумыванию конца или начала к рассказу педагога,
• сравнению объектов,
• диалогу на заданную тему,
• рассказыванию по воображению,
• придумыванию сказок по набору игрушек и т. д.
Используя в своей работе современные технологии по формированию слоговой структуры слова я добиваюсь более высоких результатов.
Литература
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей – СПб. : Детство – ПРЕСС, 2000.
2. Большакова Е. Е. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения). – М. : А. П. О., 1996.
3. Есечко Л. Б. Опыт формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи / Методы коррекции нарушения звуковой стороны речи у детей. – М., 1979
4. Левина Р. Е. нарушения слоговой структуры // Специальная школа. – 1959. – Вып. 4
5. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1961
6. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М. : Издательство ГНОМ «Д», 2001
7. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова : система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М. : «Издательство Гном «Д»», 2001.[/b]