Дюкина Ольга Леонидовна
Обучение связной речи старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение связной речи старших дошкольников с ОНР
Аннотация
В статье содержится информация о направлениях логопедической работы при обучении детей с ОНР связной речи, содержится информация об этапах данной работы.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, дошкольники с ОНР, обучение рассказыванию, этапы обучения связной речи.
Публикация «Обучение связной речи старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Коррекционную работу по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи можно условно разделить на следующие этапы:
Подготовительный этап включает в себя следующие направления:
1. Работа над лексической стороной речи :
• Уточнение лексического значения слова (сначала - существительных и глаголов, затем - прилагательных). Например, выбор слов-определений для вербальной характеристики того или иного предмета (упражнения «Подбери слово», «На что похоже»). Перед выполнением этого упражнения можно предложить детям задание типа: «Узнай, о чем это». Во время выполнения данного упражнения дошкольники по названным педагогом словам-определениям должны угадать, о каком предмете или объекте идёт речь;
• Расширение словарного запаса. С данной целью можно применять упражнения на подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства и различные действия (Игра-упражнение «Скажи по-другому», «А как наоборот?», где детям предлагается подобрать к данным словам слова с противоположным значением). Особо внимание следует обратить на расширение словарного запаса прилагательных для точного обозначения признаков и качеств предмета.
• Формирование навыка лексической сочетаемости слов. Упражнения, направленные на подбор слов, обозначающих предмет, при этом, соответствующих словам-наименованиям действий и наоборот (например, упражнение «Кто что делает?» применительно к различным лексическим темам);
2. Развитие фразовой речи :
• высказывания по демонстрации действий;
• формулирование предложений по изображенным действиям героев картины;
• высказывания различной семантико-синтаксической структуры по картинкам. В данном случае применяется постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа для детей.
• составление предложений, имеющих более сложную структуру: («Папа сидит на диване и читает газету»); сложносочиненных конструкций из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую («Солнце жёлтого цвета, а трава зелёного цвета»).
• составление фразы по нескольким предметным картинкам («девочка», «шарик», «небо» – «Девочка отпустила шарик в небо»).
• составление предложений с последующим включением в предложение других признаков предмета и объекта (Девочка ест грушу. Девочка ест сладкую спелую грушу. Маленькая девочка в красивом платье ест сладкую спелую грушу.)
• составление предложений по предложенным словам. Например: «Солнце, яркое, светить, греть».
3. Развитие грамматического строя речи.
• Усвоение детьми наиболее простых форм сочетания слов во фразе - форм согласования существительного и глагола (в функции подлежащего и сказуемого) (Игра «Кто чем занят?»);
• Упражнения в правильном употреблении падежных форм существительных (например, упражнение на составление словосочетаний из данных двух слов - кусок, пирог. Кусок пирога. Кусок мыла. Кусок сахара и т. д.);
• Усвоение форм согласования существительного и прилагательного в роде, падеже. Дети учатся различать окончания имен прилагательных женского, мужского и среднего рода, соотносить падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных сначала в именительном падеже (Игра «Расскажи, какой»). Затем используются упражнения на согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах (например, игра «Чего не хватает?»);
• Обучение правильному употреблению глаголов в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят);
• Упражнения на употребление категории рода, соотнося существительное женского, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло);
• Упражнения на правильное употребление различных предлогов (Игра «Куда убежал щенок?», «Где живёт скворец?»); упражнения в составлении предложений-ответов на вопросы с использованием определенной предложно-падежной конструкции с предлогом («Куда можно повесить куртку?»); упражнения в составлении предложений по данному слову (предложно-падежной конструкции) : «Перед столом» - «За столом»; «В комоде» - «на комоде» и т. д.
На втором (основном) этапе обучения, после подготовительного этапа работы, реализуется обучение детей составлению описательного рассказа по следующим направлениям:
1. Составление коротких описательных рассказов с опорой на вопросы педагога. Для этого подбираются игрушки (предметы) с ярко выраженными признаками (кубик, апельсин, яблоко и т. п.). Простое описание предмета первоначально состоит из 4-5 фраз и строится по вопросному плану:
1). Что это? (называние) 2). Какой формы? 3).Какого цвета? 4). Какой величины? 5).Из какого материала сделан? 6). Какой на вкус? (если есть) 7).Что с ним делают?
Например: «Это кубик. Кубик по форме квадратный. На ощупь он твёрдый. Кубик сделан из пластмассы. С помощью кубиков строят».
Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог.
2. Развернутое самостоятельное описание предметов с опорой на план-схему:
1).Определение (название) предмета.
2). Отличительные признаки: форма, цвет, вкус, свойства поверхности, определяемые прикосновением; место произрастания.
3).Предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.
Эта схема является своеобразным программированием будущего высказывания, она наглядно представляет части описательного текста.
Отличным приемом работы для визуализации плана-схемы является введение условных наглядных символов для обозначения понятий (например, таблички с изображением геометрических фигур, цвета и т. д.)
Также эффективен прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух машинок, отличающихся цветом кабины, колес, кузова и т. д.). Ребенок, вслед за педагогом описывает предмет по частям, пользуясь речевым образцом взрослого. Такой прием может применяться при возникновении трудностей у воспитанников на любом этапе обучения.
При достаточно хорошем уровне овладения рассказом предметов по предваряющему плану, можно вводить упражнения на выделение лишних символов. Например, при описании кубика выставляются следующие символы: форма, размер, цвет, вкус, материал. Лишним символом является «вкус». Дети должны объяснить, почему этот символ лишний, а затем описать предложенный предмет.
Также на продвинутых этапах обучения вводится описание предметов по памяти с опорой на символический план, а затем и без плана-схемы (можно проводить по хорошо знакомым лексическим темам).
3. Обучение рассказу по картине. В данном случае подготовка детей к включает в себя предварительную беседу, чтение литературных произведений по тематике картины, а также разбор содержания картины, только потом - обучение детей составлению рассказа, затем анализ детских рассказов.
2) составление рассказа по сюжетной картине. Эффективно использовать мнемотехнику, которая позволяет зрительно представить план высказывания и запомнить его. Сначала маленькие пиктограммы для запоминания предлагает взрослый, на продвинутых этапах обучения дети самостоятельно зарисовывают схематические обозначения для каждого предложения (или части) рассказа.
в) составление рассказа по пейзажной картине или натюрморту. При составлении рассказа по сюжетной картине основную смысловую нагрузку несут живые объекты, именно с ними связано основное развитие сюжета. На пейзажных картинах они отсутствуют или играют второстепенную роль. Поэтому для составления плана рассказа-описания пейзажа могут применяться не только направляющие вопросы-указания («А теперь расскажи о небе, расскажи какие деревья» и т. п., но и схематические картинки. В процессе разбора пейзажной картины детям предлагается условное обозначение времени года, времени суток, погоды, композиции (пространственного расположения предметов ландшафта, впечатления от картины и т. д. Используя наглядный план, мы обучаем ребенка наглядному моделированию смыслового содержания текста. При этом можно пользоваться предметными картинками, детскими рисунками, составленными вместе с детьми картами-схемами.
г) В дальнейшем, после многократного использования наглядного плана-схемы и запоминания последовательности плана, детям предлагается составление рассказа по представлению. Таким образом, схема речевого высказывание переходит из внешнего во внутренний план.
Составление рассказа по памяти может предлагаться детям после многократных упражнений в описании картин. В качестве наглядного плана предлагается цепочка условных обозначений основных вопросов плана. Дети пользуются символами для напоминания о последовательности перехода от одной части рассказа к следующей части.