Ирина Кулагина
Обучение рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по программе Н. В. Нищевой
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи, коммуникативных способностей речевого общения детей — одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Решение этой задачи предполагает в первую очередь ознакомление малышей с ближайшим окружением.
На протяжении дошкольного детства дети должны хорошо освоить свое ближайшее окружение: получить представление о семье и взаимоотношениях в ней, о профессиях родителей, ближайших родственников и знакомых; познакомиться с детским садом, с занятиями его сотрудников, хорошо ориентироваться в помещении детского сада и на участке своей группы. Ознакомление с окружающим создает почву для расширения, уточнения и активизации словаря дошкольников, позволяет познакомить детей со свойствами и качествами предметов, их назначением, действиями с ними. Как правило, это очень удобно проводить через рассматривание картин и серии картин. Рассматривание картин с детьми младшего дошкольного возраста способствует развитию у них наблюдательности, мышления, воображения, речи. Еще Е. И. Тихеева писала о том, что развитие способности рассматривать картину, «разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми данного возраста». Рассматривая картину, малыши все время говорят. Задача педагога — руководить вниманием детей, вопросами направлять его на ту или иную часть картины, от одной детали к другой. Полезно при этом показывать указкой ту часть картины, о которой идет речь. Рассматривать с малышами картину следует только до тех пор, пока они проявляют к ней интерес. Очень важен рассказ педагога по картине, которую рассматривают малыши. Чем чаще педагог будет использовать этот прием, тем скорее дети начнут рассказывать сами.
Публикация «Обучение рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по программе Н, В, Нищевой» размещена в разделах
В системе работы по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях центральное место отводится формированию у детей связной речи и речевого общения. Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей.
Формирование связной речи является следствием усложняющейся деятельности ребенка и напрямую связано с развитием мышления. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая, и отличается развернутостью, сложностью в лингвистическом отношении, предполагает использование полных, распространенных предложений.
Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монологической речи: пересказу и рассказу. Постепенно ребенка необходимо научить определять содержание рассказа и выбирать форму повествования, систематизировать материал и излагать его в нужной последовательности.
Рассказывание по серии картинок является очень эффективным видом работы по формированию связной речи. Оно исключает этап составления плана, так как порядок чередования картинок определяет последовательность изложения, что позволяет сэкономить время и опросить большее количество детей.
В процессе обучения детей рассказыванию по серии картин необходимо сформировать у них элементарные представления о структуре текста, о том, что любой рассказ имеет начало, середину и конец. Важно, чтобы дети научились по-разному начинать рассказы, овладели многообразием форм зачинов, умели сжато и лаконично передать суть происходящего, предлагали разнообразные варианты окончания рассказа. Все это готовит дошкольников к становлению самостоятельного словесного творчества. С этой же целью в подготовительной группе в рассказы по серии картин необходимо включать самостоятельные рассуждения детей.
На первом этапе обучения рассказыванию по серии картин целесообразно использовать прием завершения детьми рассказа, начатого педагогом. Применение этого приема способствует развитию творческих способностей и фантазии детей, особенно если педагог предлагает несколько вариантов начала рассказа.
Залогом успеха при обучении рассказыванию по серии картин является осмысление детьми общего содержания изображенных событий. В конечном итоге у малышей должно быть сформировано целостное впечатление о них.
В средней группе эффективно использовать образец рассказа педагога.
Важно, чтобы при обучении детей рассказыванию педагог не прибегал к авторитарному стилю общения, не навязывал свою точку зрения. Необходимо учитывать сферу развития общения малышей друг с другом и со взрослыми, опираться на индивидуальные особенности детей. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.
Хочу вас познакомить с серией картинок «Находка», которые используются на занятии в средней группе. Картинки можно использовать как в распечатанном виде, так и в презентации. Картинки располагаются в хаотичном порядке, прошу детей подумать, как их разложить по порядку. Если у детей есть трудности, то помогаю. Затем задаю вопросы по картинкам, дети отвечают, только после того, как высказались все, мы пробуем составить рассказ. Предлагаю рассказать сначала по одной картинке, предварительно кратко обозначив план рассказа. Потом прошу кого – то из детей рассказать весь рассказ.
Эта часть работы должна проводиться в достаточно активном темпе, потому что дети могут заскучать. После рассказывания можно выбрать какие – то нейтральные логопедическое игры, связанные с картинками, например, лексической темой недели.
Я хочу представить очень интересные материалы по обучению рассказыванию Н. В. Нищевой. Это цикл сказок «Разноцветные сказки». Она написала много работ для логопедов и педагогов, но мне хочется показать вам эту методику. Вообще область сказки сама по себе своеобразна и действенна.
Автор пишет о своем пособии: «Цикл комплексных игровых логопедических занятий по развитию у детей речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения». Пособие сопровождено красочными иллюстрациями, помогающими детям увидеть многоцветие мира, научиться различать и называть цвета. Эти занятия будут полезны всем детям - как страдающим речевыми нарушениями, так и имеющим нормальную, чистую речь".
Также автор делает упор на то, что развитие цветовосприятие непосредственно развивает речь и я является отдельной стороной развития (отличается от восприятия формы и размера предмета).
Представляю вашему вниманию Жёлтую сказку. Интересно в этих сказках то, что на первый план ставится именно запоминание цвета, о котором дети с логопедом будут продолжать говорить на протяжении всего занятия. Но косвенно, у детей развивается слуховое внимание, зрительное внимание, понимание взаимосвязи между текстом и картинкой, что в дальнейшем пригодится их для самостоятельного рассказывания.
ЖЕЛТАЯ СКАЗКА
Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было ЖЕЛТОЕ, веселое, теплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов еще не было. Девочка посмотрела и сказала:
— Солнышко, солнышко, ведь уже весна, я надела свое ЖЕЛТОЕ пальто с ЖЕЛТЫМ капюшоном, почему же нет ни одного цветка?
— Сейчас будут, — ответило солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню ЖЕЛТЫХ цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как ЖЕЛТЫЕ лучи.
— Знаешь, как они называются? — спросило солнце у девочки.
— Знаю, — ответила девочка. — Одуванчики! Солнышко улыбнулось.
— А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы. Даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.
— Они злые, эти цветы? — спросила девочка. — Ведь в сказках все мачехи злые.
— Нет, — ответило солнце. — Мать-и-мачеха — добрый цветок.
Просто листья у него такие: одна сторона теплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая — холодная и блестящая.
— Как у мачехи из злых сказок, — подсказала девочка. Солнце засмеялось и кинуло на пригорок еще одну горсть ЖЕЛТЫХ цветов.
Надеюсь, мой небольшой опыт был вам полезен и интересен. Спасибо за внимание!