Рамзия Сафиулловна Гайнутдинова
Мастер-класс «Обучение детей творческому рассказыванию по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Обучение детей творческому рассказыванию по картине» с элементами приза по технологии Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине.
Цель: познакомить педагогов с одним из перспективных методов коррекционно-развивающего обучения.
Задачи.
1. Заинтересовать методикой творческого рассказывания.
2. Познакомить педагогов с методом. формой, приёмами, работы с картиной по технологии.
3. Закрепить теоретические знания в практической деятельности.
Ожидаемый результат.
Публикация «Мастер-класс „Обучение детей творческому рассказыванию по картине“» размещена в разделах
Педагоги дошкольного учреждения будут использовать методику обучения творческому рассказыванию.
Актуальность.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование технологии обучения творческому рассказыванию на занятиях, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
В настоящее время большое внимание уделяется преемственности работы школы и детского сада. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. Все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи. Ещё большего внимания, усиленной подготовки требуют дети с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи.
Теоретическая часть
Решению этих задач способствует технология «Обучение творческому рассказыванию по картине» авторов Сидочук Т. А., Кузнецова А. Б. Данная технология позволяет обучение творческому рассказыванию и одновременно решает задачи развития, как связной речи, так и развития высших психических функций: воображения, внимания, памяти. Это необходимо знать и применять в работе с детьми с ОВ. Она формирует у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, ограничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной речи.
Новизна этой методики заключается в том, что при использовании методов обучения рассказыванию по картине появляется достаточно гарантированный результат. А именно у детей формируется умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса.
Составление рассказа по картине помогает продолжить работу над лексическим материалом. Новые слова уточняются, запоминаются уже не путём механического запоминания, а в процессе активного использования их в речи, в разных грамматических формах и связях. Обучение творческому рассказыванию помогает развитию воображения детей, умения предвидеть развитие сюжета действия персонажей, даёт возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа по всей картине. Эта технология обучения творческому рассказыванию проста, доступна. Если проводить работу в системе, то можно добиться хороших результатов в развитии связной речи, высших психических функций.
Практическая часть.
Сегодня я попытаюсь раскрыть приёмы работы с детьми, в основе которых лежит методика обучения творческому рассказыванию по картине Т,А,Сидорчук, А,Б,Кузнецовой. Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Зимние забавы»
Требования к организации работы с картиной.
- Работу по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить со 2 младшей группы.
- При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов.
- После первой игры картина остаётся в группе на всё время занятиё с ней.
- Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы дети прошли через каждую игру с данной картиной.
- Итогом считается развёрнутый рассказ ребёнка, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приёмов.
Методика.
1 цикл игр. «Определение состава картины»
1. «Подзорная труба».
2. «Кружок в котором живёт…»
3. «Ищу родственников»
4. «Живые картинки»
2 цикл игр. «Восприятие картины с помощью различных анализаторов»
1. Волшебник «Я только слышу»
2. Волшебник «Я только вижу и ощущаю руками»
3. Волшебник «Я только нюхаю»
3 цикл игр.»Составление образных характеристик объектов»
1.»Подбери по цвету»
2. «Сравни по форме»
3. «Сравни по материалу»
4 цикл «Составление рассказов от имени какого-либо героя».
5 цикл «Целостный рассказ по картине».
1.1. «Подзорная труба».
Через подзорную трубу нужно посмотреть на картину, увидеть и назвать только один предмет.
1.2 «Кружок в котором живёт…».
А сейчас посмотрите на картину и вы поможете мне вспомнить, что на ней нарисовано. А для того, чтобы вам не забыть никого, я буду рисовать те предметы, которые вы назовёте.
1.3 «Ищу родственников».
Хорошо, когда все вокруг дружат друг с другом. Я прошу вас подружить те предметы, которые живут на картине. (По мере нахождения связей между объектами чертятся мини-соединения).
1.4 «Живые картинки».
Наша картина сейчас оживёт здесь на коврике. А мы будем изображать предметы, которые нарисованы на картине.
Кто будет снеговиком? Где стоит снеговик?
-В центре.
Где стоит девочка?
Справа от снеговика. И т. д.
А теперь 1,2,3 картина оживи.
2.1 Волшебник «Я только слышу».
Закройте на минуту глаза, представьте, что вы попали в то, что здесь изображено. Послушайте внимательно, что вы слышите?
2.2 Волшебник «Я только вижу и ощущаю руками».
А сейчас мы будем учиться ощущать картину.
Снег мягкий, пушистый, мокрый, холодный, лёгкий ит. д.
2.3 Волшебник «Я только нюхаю».
Представьте, что мы с вами в парке.
Я чувствую запах смолы, хвои, дует свежий ветерок.
3.1 «Подбери по цвету».
Что на картине красного цвета?
Рябина, морковка, шапочка, варежки, санки, грудка снегиря, язык у щенка ит. д.
3.2 «»Подбери по форме».
Через подзорную трубу мы можем увидеть только всё прямоугольное.
Что на картине круглой формы? Треугольной формы?
4.1 «Рассказ от имени героя»
Сейчас мы с вами попробуем рассказать об этой картине с точки зрения любого героя. Например, я буду санками. Послушайте мой рассказ.
«Я – санки. У меня стальные полозья, красное сиденье, бордовая верёвка. Я дружу с девочкой. Мы с ней каждый день ходим кататься с горки. Часто я катаю друзей девочки и даже щенка. Самое хорошее, весёлое время года – зима, потому что всё остальное время стою в чулане и скучаю».
5.1 «Составление рассказа»
Кто попробует составить рассказ по всей картине?
Составляются целостные рассказы по картине.