Ольга Назарец
Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с ТНР, ОНР. Конспект занятия «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обогащение и уточнение словаря по теме;
- подбор слов-признаков к слову «лисята»;
- подбор родственных слов к слову «лисята»;
- подбор синонимов к слову «приятель»;
- практическое употребление существительных в Вин. падеже.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков;
Публикация «Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с ТНР, ОНР, Конспект занятия „Пересказ рассказа Е, Чарушина „Лисята“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- умение грамматически правильно оформлять свою речь;
- развитие творческого мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков учебной деятельности
Предварительная работа: закрепить и уточнить знания детей о диких животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают; знать названия детёнышей и семью;
Оборудование: рассказ «Лисята», картинки с изображением этих животных.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт дикое животное.
2. Предварительная беседа.
- Каких диких животных вы знаете?
- Кто такие лисята? (детёныши лисицы)
- В какое время года появляются детёныши у лисицы? (весной)
- Как лисица ухаживает за ними?
- Где находятся лисята, пока мама ходит на охоту (они сидят в норке)
- Хочется им выйти из норки?
-Все маленькие – большие шалуны. Как шалят? (бегают друг за другом, за своими хвостами, толкают, прыгают, кувыркаются)
-Может случиться так, что лисята потеряют свою маму? (охотник может забрать)
- Вот такой случай описывается в рассказе, который я прочитаю. Написал рассказ Е. Чарушин.
- Кто написал?
- Е. Чарушин много наблюдал за жизнью животных и птиц, свои наблюдения записывал для нас.
3. Чтение рассказа «Лисята» без установки на пересказ.
-О каких ловкачах рассказал нам автор? (о лисятах)
- Почему он их назвал ловкачами (ловкие, шустрые, быстрые)
-У кого жили лисята? (у охотника)
- Кто такой охотник? (человек, который охотится на разных животных)
- Как это называется? (охота)
-Как получилось так, что 2 маленьких лисёнка оказались у охотника? (поймал, пожалел)
- Как начинается рассказ?
- Кто написал об охотнике?
- Вы догадались, кем был Е. Чарушин для охотника? (приятелем)
- Как по-другому?
Вернёмся к лисятам, какие они были? Как называет их автор (шустрые и беспокойные зверьки, не могли усидеть на месте)
- Что лисята делали днём?
- А просыпались когда?
- И что делали? (носились по всей квартире до самого утра)
- Что значит носились? (бегали не останавливаясь)
- Бегали только по полу? (и по приятелю)
- До каких пор бегают? (пока не прикрикнет)
- Какой вывод делает автор? Какие были лисята?
- Как автор рассказывает об этих ловкачах? (раз -, два -…., а вот - ,а вот -)
- Что случилось как-то раз? (лисят нет)
- Что стал делать? (стал искать)
- Где искал? (на шкафу, за комодом, под стульями, на кровати)
- Что произошло с охотником? (испугался)
- Подумайте, он испугался, потому что не мог найти лисят или чего-то другого? (сапог стал двигаться)
- Сапог как выглядит? (длинный)
- Что сделал сапог? (шевельнулся, поднялся, свалился на бок)
- И вдруг? (поскакал по полу)
- Удивился охотник (сначала удивился, а потом испугался) – что за чудо?
- Когда сапог подскочил поближе, что заметил? (хвост)
- Сразу двух лисят схватил за хвост? (одного)
- А второго как вытащил? (сам выскочил)
- И конец рассказа? (вот такие ловкачи)
4. Физминутка
5. Чтение рассказа «Лисята» с установкой на пересказ.
6. Рассказывание по вопросам логопеда
Один ребёнок – один логический эпизод
- Отвечайте на мои вопросы (отвечают разные дети)
- И конец рассказа?
7. Объединение эпизодов рассказа в одно целое – один ребёнок
- О чём будешь говорить вначале?
- О чём потом?
8. Оценка рассказа детьми
9. Итоги занятия
- Чем заканчивается рассказ?