Климова Ольга Юрьевна
Обучение ориентировке на листе бумаги детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из этапов формирования пространственных представлений является переход к ориентации в двухмерном пространстве, т. е. на плоскости листа. На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант, учат определять стороны и углы листа, верхние - нижние, правые и левые координаты листа.
Затем, на основе сформированных представлений, ребенка необходимо научить располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по разным сторонам и углам листа.
Публикация «Обучение ориентировке на листе бумаги детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Ориентировка в пространстве
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Следует помнить, что у детей с ЗПР наблюдается сниженная мотивация к выполнению заданий. Для повышения мотивации детей и эффективности осуществляемой работы нами были использованы компьютерные презентации.
Преимущество использования компьютерных презентаций на занятиях в том, что:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» и «двигательную» память.
Также в обязательном порядке, необходимо учитывать санитарно-гигиенические особенности работы с презентациями.
Современные исследования медиков показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические (высокий уровень освещённости, четкое и контрастное изображение на экране, оптимальное расстояние глаз до экрана 55-65 см., удобная поза) и эргономические (длительность игровых занятий не должна превышать 10-15 минут) требования. Для снятия мышечного напряжения у детей после работы (игр, занятий) на компьютере, необходимо проводить пальчиковую и глазодвигательную гимнастику. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 мин. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога.
Упражнения с использованием компьютерных презентаций
( цель: закрепление и повторение пройденного материала)
«Где находится?»
На экране картинка с изображением предметов. Нужно ответить на вопросы: что находится в центре рисунка. Что находится вверху. Что находится внизу. Что находится справа, что находится слева.
«Волшебные перемещения»
На экране лист (альбомной ориентации) и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ребенку предлагается переместить квадрат в правый верхний угол, круг в нижний левый угол и т. д.
«Найди картинку и назови»
На экране лист в клетку, в некоторых клетках размещены картинки. Ребенку предлагается следующая инструкция: 1 клетка вверх, 3 клетки направо; 3 клетки вверх, 2 клетки направо; 4 клетки вверх; 5 клеток вверх, 2 клетки налево.
«Разноцветные квадраты»
На экране находится изображение, закрытое разноцветными квадратами. Ребенку предлагается угадать изображение, открывая квадраты. Ребенок может просить открыть зеленый квадрат в правом верхнем углу или нежелтый и некрасный квадрат в левом нижнем углу. В эту игру можно играть в парах или двумя командами. Один участник дает инструкцию другому, какой квадрат открыть. Побеждает тот, кто первым догадается, что за изображение находится на нижнем слое. Данная игра предполагает вариативность ее применения. Помимо цветного обозначения квадратов, могут быть квадраты с буквами, цифрами или другими символами. «Спрятанной» может оказаться любое изображение (буквы, цифры сюжетная картинка, наложенные фигуры перечеркнутые, недорисованные изображения).
В осуществляемой работе должны сочетается словесные (вопросы к детям, выразительное чтение, практические (дидактические игры, упражнения) и наглядные (показ иллюстраций, картинок, слайдов) методы. Используемые нами методические приемы ориентированы на стимуляцию речевой активности детей, при этом педагог нейтрализует свою речевую активность. Вопросы познавательного характера, задаваемые взрослым, должны побуждать ребенка к размышлениям, высказываниям, вопросам о существенных связях в рассматриваемом материале.