Татьяна Данилко
Обучение грамоте Тема: Звуки «В» — «Ф», «Вь» — «Фь». Звонкие и глухие согласные
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Развитие умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости;
совершенствование способности производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, преобразовывать слова путем добавления, замены и перестановки звуков и слогов без применения наглядных средств;
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
обогащение словарного запаса, способности систематизировать слова по звуковому признаку;
Публикация «Обучение грамоте Тема: Звуки „В“ — „Ф“, „Вь“ — „Фь“, Звонкие и глухие согласные» размещена в разделах
воспитание сосредоточенности и работоспособности при выполнении самостоятельных заданий;
развитие диалогической речи, мышления, памяти, внимания, общеучебных умений и навыков.
Наглядность:
- обозначения звуков «В» – «Ф», «Вь» - «Фь».
- картинки на звуки «В» – «Ф», «Вь» - «Фь».
Ход занятия:
1. Повторение.
- Что вы знаете о звуках «В» -«Вь»
- Назовите слова со звуками «В» - «Вь»
- Что вы знаете о звуках «Ф» - «Фь»
- Назовите слова со звуками «Ф» - «Фь»
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы поговорим о звуках «В», «Ф», «Вь» и «Фь»
А) Дидактическая игра на выявление звуков «В» - «Ф», «Вь» - «Фь».
3. Различение согласных звуков по звонкости- глухости.
А) Аудио запись шуршания соломы и звона колокольчиков.
- Сейчас вы слышали, как звонко звенят колокольчики и как тихо шуршит солома.
- Согласные звуки тоже произносятся и слышатся по- разному: они из них произносятся звонко, а другие глухо. Поэтому их называют звонкими и глухими. Давайте в нашем городе Звуков звонкие согласные будут носить на головах колпачки в виде колокольчиков, а глухие согласные звуки – шляпки из соломы.
-Сравните звуки «В» и «Ф». Какой из них звонкий, а какой глухой?
- Что у них общего?
-Сравните звуки «Вь» и «Фь». Какой из них звонкий, а какой глухой?
- Что у них общего?
- О каком из четырех звуков можно сказать, что он согласный, звонкий, твердый?
- О каком из этих звуков можно сказать, что он согласный, глухой, мягкий? Согласный, глухой, твердый? Согласный, звонкий, мягкий?
- Теперь сами расскажите о звуках «В», «Ф», «Вь» и «Фь».
Б) Работа с рисунком на экране.
- Звуки собрались вместе. Отгадайте, какой из них «В», и покажите его.
- Как вы догадались, что это звук «В»?
(У него на голове колокольчик, потому что он звонкий, а на ногах синие башмачки, потому что он твердый.)
- В названии каких картинок слышится звук «В»?
- Отгадайте, какой из них «Ф», и покажите его.
- Как вы догадались, что это звук «Ф»?
(У него на голове шляпка, потому что он глухой, а на ногах синие башмачки, потому что он твердый.)
- В названии каких картинок слышится звук «Ф»?
В каких словах он слышится в начале? – В каких словах слышится в конце слова?
. Отгадайте, какой из них «Вь», и покажите его.
- Как вы догадались, что это звук «Вь»?
(У него на голове колокольчик, потому что он звонкий, а на ногах зеленые башмачки, потому что он мягкий.)
- В названии каких картинок слышится звук «Вь»?
- В каких словах он слышится в начале? – В каких словах он слышится в конце слова?
. Отгадайте, какой из них «Фь», и покажите его.
- Как вы догадались, что это звук «Фь»?
(У него на голове шляпка, потому что он глухой, а на ногах зеленые башмачки, потому что он мягкий.)
- В названии каких картинок слышится звук «Фь»?
- В каких словах он слышится в начале? – В каких словах он слышится в конце слова?
В) Различение слов по звуковому составу.
- Чем отличаются слова: ваза-фаза, фены- вены, вон – фон, фата – вата?
- придумайте предложение со словами: фата и вата.
4. Физкультминутка.
Филин ночью оживает.
На охоту вылетает.
Его зоркие глазищи
Все себе добычу рыщут.
Берегитесь, лягушата,
И мышата, и зайчата!
Прячьте хвостики и уши,
Чтоб не съел он вас на ужин.
Но лишь солнышко взойдет
Филин сразу же уснет.
Вот теперь пора зверушкам
Порезвиться на опушке.
Веселитесь, Лягушата,
И мышата, и зайчата!
Будем петь и танцевать, пока
Филин будет спать.
(Дети показывают, как летает филин, как прячутся зверьки, как филин засыпает и как потом радуются звери.)
5. Восполнение слогового состава слов.
- Чем отличаются слоги ВЫ и ФЫ?
- Скажите со слогом ВЫ или Фы в конце слова: сли (ВЫ, шка (ФЫ, со (ВЫ, шар (ФЫ, коро (ВЫ, тра (ВЫ, жира (ФЫ).
-Чем отличаются слоги ВЕ и ФЕ?
- Скажите со слогом ВЕ или ФЕ в начале слова: (ВЕ)тер, (ФЕ)дя, (ВЕ)ер, (ФЕ)рма, (ВЕ)ра, (ФЕ)н, (ВЕ)ки.
- Что такое ферма? Фен? Веки?
6. Перестановка слогов.
На доске написаны слова и размещены картинки (в разброс) : ТА-ВА, РЫ-ФА, ВА-ГРИ, МЫ-ФИЛЬ. НИ-ВИШ, ФЕТ-БУ, БОЛ- ФУТ.
- Для того чтобы прочитать эти слова, вам надо поменять слоги местами и соединить слово с подходящей картинкой.
6. Итог.
- Чем отличаются звонкие звуки от глухих?
- Чем отличаются звуки (В) и (Ф)? (ВЬ) и (Фь?
- Назовите слова со звуком (В, потом с (Ф, (Вь, (Фь).
До новых встреч в городе звуков!