Алена Грищук
Обучение грамоте для подготовительной к школе группы для детей с ТНР «Звук [Н] и буква «Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки (Н – НЬ) и буква Н»
Цель: Знакомить с буквой Н н, звуками (н –нь).
Задачи:
Уточнить артикуляцию звуков (н – нь)
- закреплять знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку.
Закрепить умение делить слова на слоги.
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков.
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Публикация «Обучение грамоте для подготовительной к школе группы для детей с ТНР „Звук [Н] и буква „Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных и согласных букв.
- развивать логическое мышление, при выполнении заданий.
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
Методы и приемы: сюрпризный момент, психогимнастика, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, беседа, дидактическая игра, физминутка.
Оборудование: Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с большими нарисованными гласными согласными буквами, символы обозначения гласных и согласных звуков, схемы слов, звёздочки 5 шт, «замаскированные буквы.
Раздаточный материал - на каждого ребёнка пеналы с цветными квадратиками, тетради для выполнения заданий, ручка, солнышко и тучка для рефлексии.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята,, давайте поприветствуем друг друга. К солнышку потянулись, лучики собрали, к сердцу прижали и гостям отдали. Молодцы!
Психогимнастика
(дети держатся ладошками друг к другу)
Давайте поприветствуем друг друга:
Каждый день всегда, везде
На занятиях в игре
Будем чётко говорить
Не вертеться, не шалить.
Основная часть:
- Ребята к нам в гости пришел Незнайка. Он очень расстроен, потому что тоже хочет пойти с вами в школу, но многого не знает и не умеет. Вы хотите помочь Незнайке?
Чтобы Незнайка мог красиво отвечать на уроках в школе, мы с вами научим его правильно дышать.
Вдох через нос, выдох длительный через рот, плечи не поднимать, голову назад не запрокидывать.
Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и бабушке»
- В гости к дедушке и бабушке приехали внуки. Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внуков (улыбочка – трубочка). Бабушка стала печь блины (пошлепать язычок – лопаточка). Блины очень горячие (подуть на язык). Блины остыли, и внуки их с аппетитом ели (кусать язычок). Потом бабушка угостила внуков клубничным вареньем (вкусное варенье).
Ну, вот мы и готовы вновь отправиться в путешествие в страну гласных и согласных звуков и букв : «И ты, Незнайка пойдешь с нами, и будь внимательным»
«Гласные и согласные»
Незнайка интересуется, что изображено на доске?
(буквы)
Давайте их назовём.
А, О, У, Э, И, Ы - Какие это буквы? (гласные)
Почему они называются гласными? (они произносятся с голосом и не встречают преграды, их можно пропевать.)
Каким цветом мы их обозначаем? (красным)
М - Какая это буква? (согласная)
Почему она называется согласной? (когда произносим согласные звуки, то встречается преграда)
Каким цветом обозначаем согласные звуки? (синим и зелёным)
Синим цветом – твёрдые согласные
Зелёным цветом – мягкие согласные
Незнайка принёс для вас задания, он с ними никак не мог справиться, поможем ему?
За каждое правильно выполненное задание будем прикреплять звезду.
1 задание «Отгадайте загадки»
Для хозяек с давних пор,
Он — особенный прибор.
Почему на кухне скрежет?
Это он морковку режет. (Нож)
И длинные и тонкие
И смотаны в клубок,
Сбежали от котенка
В укромный уголок. (Нитки)
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! (Ножницы)
(Звезда)
2 задание «Разделить слова слоги»
Какое правило мы знаем?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Произнесём слово - НОЖ, пропевая, гласный звук
Произнесём слово с хлопками - НОЖ, сколько раз хлопнули в ладоши – 1 раз.
Сколько в слове гласных? (1)
Сколько слогов в слове НОЖ? – 1 слог.
Найдите схему данного слова.
Нитка – 2 слога. (схема)
Ножницы – 3 слога. (схема)
(Звезда)
Физминутка под музыку.
В словах: НОЖ, НИТКА, НОЖНИЦЫ
Какой звук слышен в начале каждого слова? (н)
Давайте определим в слове нож, как произносится первый звук? (твёрдо) Обозначим его синим цветом
В слове нитка – (мягко) Обозначим его зелёным цветом
В слове ножницы (твёрдо) Обозначим его синим цветом.
Давайте произнесём звук (Н)
(Язык находится за верхними зубами)
Произнесём звук (нь)
(Язык находится за нижними зубами)
Дадим характеристику звуков (н – нь)
Согласные, так как при произнесении встречают преграду.
Могут быть твёрдыми и мягкими.
3 задание от Незнайки «Игра твёрдый – мягкий»
Определите, с какого звука начинается слово.
Если с твёрдого – поднимаете синий квадратик
Если с мягкого – зелёный квадратик.
(нота, няня, нора, нос, небо, номер, незабудка)
(Звезда)
Оба звука (н – нь) обозначаются одной буквой - Н (эн)
4 Следующее задание от Незнайки, с которым он не мог справиться прочитать слоги, а мы с вами попробуем?
1. Все вместе: (НА, НО, НУ, НИ, НЫ, НЭ)
2. Стоя все вместе
3. Прочитаем по цепочке, по рядам (кто прочитал, присаживается на место).
(Звезда)
Посмотрите на букву (Н) и скажите на что она похоже? (на кровать).
Сколько элементов в букве? (3)
Давайте попробуем в воздухе написать букву (Н)
Пальчиковая гимнастика:
Для правильного написания выполним упражнение «Скакалочка»
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки.
5 задание «Написать на листе печатную букву Н»
Кто изображён на картинке?
(Носорог)
Ваша задача раскрасить букву Н (синим или зелёным цветом)
Как вы думаете каким цветом нужно раскрасить букву? (синим, так как в слове Носорог первый звук Н твёрдый.
Проверили посадку, правильно взяли ручку, выполняем задание.
(Звезда)
Игра на внимание «Какая буква спряталась»
(А, О, М, И, Э, Ы, У, Н)
Д\и «Замаскированные буквы»
Пока мы с вами выполняли задания, Незнайка учился писать и соединять буквы, давайте отгадаем, какие буквы соединились?
Итог занятия:
Вот мы и выполнили все задания, с которыми не мог справиться Незнайка.
Я думаю, он многому сегодня научился благодаря вам.
С какой буквой мы сегодня познакомились? (Н)
С какими звуками (Н – НЬ)
Рефлексия:
А сейчас оцените свою работу, поднимите солнышко, если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, тучку если иногда ошибались.
Хочу поблагодарить вас всех за активность и внимание, а особенно отметить за работу, за правильное выполнение задание, 5 детей и вручить им звёздочки.