Ольга Головастая
Обучение грамоте. Дружба ёжика Феди и филина Фили.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Уточнить артикуляцию звуков [ф-фь]; учить детей дифференцировать звуки [ф-в], [фь-вь] в словах; обучать подбору к одному прилагательному нескольких существительных; упражнять в составлении предложений из заданных слов; закреплять умение делить слова на слоги; определять последовательность звуков в слове, знакомить с буквой Фф; закреплять образы букв.
Развивать фонематический слух, память, речь, внимание.
Воспитывать желание познавать новое, усидчивость, дружеские взаимоотношения.
Публикация «Обучение грамоте, Дружба ёжика Феди и филина Фили,» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Оборудование. Индивидуальные зеркала. Схема для анализа артикуляции звука, панно букв; картинки с заданными звуками; звуковые бусы. Мел, доска. Лист бумаги синего цвета, штампы, белая гуашь. Игрушки ёж и филин. Ножницы и вырезанные буквы по количеству детей. Шапочки филина, лягушек, зайчат, мышат, солнышка. Фасоль, кедровые орехи, пуговицы, цветные шнурки, мозаика.
Ход НОД
В. Ребята, как вы думаете, что такое дружба?
Д. -Ответы детей.
В. –Вспомните, пожалуйста, кто приходил к нам в гости на прошлом занятии?
Д. -Мы познакомились с волком и вороной.
В. - Какую песенку сочинил волк для вороны?
Д. - (Несколько ответов детей.)
В. - Разделите слово ворона: на слоги (хлопками, прикладыванием ладони к подбородку)
Д. - Во-ро-на. В слове ворона всего три слога.
В. - Определите, пожалуйста, первый звук в данном слове и дайте ему характеристику.
Д. -В слове ворона первый звук (в). Он согласный, звонкий, твердый, как лёд, обозначаем синим цветом.
В. - Правильно. Как можно назвать песню волка?
Д. -(Вой).
В. -А сейчас мы проведем звуковой анализ слова вой с использованием схем - волшебных звуковых бус. Последовательно определите первый, второй, третий звук с характеристиками. ( раскрасьте кружочки на схеме соответствующим цветом: в – синий, о – красный, й – зеленый. Назовите сколько звуков в слове.
В. Молодцы.
В. -Кому вы помогли спастись от волка на прошлом занятии?
Д. -Ёжика мы спасли.
В. Сегодня благодарный ёжик пришел к нам в гости (демонстрация игрушки). Он хочет рассказать о себе.
Ёжика зовут Федей. Он живет в лесу. Найдёт Федя что-нибудь вкусненькое и пыхтит от удовольствия. Вот так: фь- фь- фь. (Дети повторяют за воспитателем). А если Федя встречает лису или волка, то тут же сворачивается в клубок и фыркает: ф – ф - ф- ф. (Дети повторяют.)
Артикуляция звуков.
В---Ёжик напомнил нам звуки [ф - фь]. Когда мы их произносим, то нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята, язык внизу, воздух проходит через узкую щель, голосовые связки вибрируют.
Характеристика звуков.
В. Звук (ф] – согласный, глухой, бывает твердым и мягким. Как мы его обозначаем?
Д. Согласный твёрдый, как лёд – синим цветом (пальцы сжаты в кулак). А мягкий согласный – зелёным цветом, он как травушка-муравушка (пальчики в расслабленном состоянии).
В. А еще ёжик Федя привел с собой друга филина. Зовут его Филя. (Выставляю игрушку, продолжаю рассказ). По ходу повествования выставляю картинки (в тексте эти слова выделены).
--Каждую ночь ёжик Федя встречался со своим другом филином Филей. Филин любил сидеть на нижней ветке большого дерева. А ёжик садился под деревом в траву. Они беседовали, смотрели на звёзды и вдыхали нежный аромат ночной фиалки. Затем филин летел на охоту. А ёжик Федя бежал в деревню. Там в одном доме ему оставляли еду. Сегодня на блюдце он нашел мясные фрикадельки и фрукты. Дверь в дом была приоткрыта. И любопытный Федя заглянул в щелочку. Там на столе он увидел телевизор, вазу с цветами, фломастеры, розетку с халвой. Халва так вкусно пахла. Но стаяла так высоко. Федя вздохнул и сказал: «Пойдем, поиграем».
Физкультминутка (ребята надевают шапочки филина, лягушек, зайчат, мышат, солнышка) Проходит под музыкальное сопровождение.
Филин ночью оживает
На охоту вылетает.
Его зоркие глазища
Все себе добычу ищут.
Берегитесь лягушата,
И зайчата и мышата.
Прячьте хвостики и ушки,
Чтоб не съел он вас на ужин.
Но лишь солнышко взойдет
Филин сразу же уснет.
Вот теперь пора зверятам
Порезвиться на опушке.
Веселитесь лягушата,
И мышата, и зайчата.
Будем петь и танцевать
Пока филин будет спать.
В. - Ребята, назовите, пожалуйста, что изображено на выставленных картинках. Разложите их в две стопки: в одну - слова со звуками [ф-фь], а в другую - со звуками [в-вь]. (Стопку картинок со звуками [в-вь] убираю).
В-. Назовите слова с твердым звуком [ф];
Д- Фрукты, фломастеры, форма, фартук, флажок, фонарь, факел.
В. - С мягким звуком [фь]
Д. - Филин, фиалка, фикус.
В. - Составьте предложение с одним из данных слов на выбор.
Д. - (Ответы детей).
В. - А еще мы поиграем в игру «Исправь ошибку».
Нужно составить предложение из данных слов, назвать, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, третье. (Филин, спать, день). (Федя, нюхать, фиалка). (Мальчик, рисовать, фломастеры).
Д. - Филин спит днем. В предложении три слова. Первое слово – филин, второе – спит, третье – днем. И т. д.
В. - Сегодня мы с вами узнали много слов со звуками [ф-фь]. Звуков два, а буква, которая их обозначает, одна.
Всем известно, без подсказки.
Буква Ф, как ключ от сказки.
( Показываю букву и размещаю ее на панно букв по адресу: второй этаж (второй ряд снизу, квартира №2 (вторая клетка слева).
В. - Станьте буквой Ф, покажите, как Федя ставит руки в боки? Какая получилась буква?
Д. - Буква Ф.
В. - Кто больше всего похож на нее?
Д. - Филин с буквой на носу, два глаза, ключ.
Предлагаю пройти в импровизированную «Мастерскую искусств» и выложить букву Ф фасолью, кедровыми орехами и т. д.
Вместе с ребятами проводим аналитико-синтетическую деятельность с использованием буквенного конструктора.
В. - Хорошо, молодцы, ребята!
В---Игра «Снегопад»
Подберите к прилагательному февральский, как можно больше существительных. Правильное согласование слов, позволяет вам сделать оттиск снежинки, на листе синей бумаги.
Д. - Февральский день. Февральский снег. Февральский мороз, Февральский вечер, Февральский ветер, Февральский праздник и т. д.
В. —Кофейный (сервиз, запах, цвет, шарф, напиток).
В. —Фиолетовый (карандаш, галстук, костюм).
Рефлексия проводится от лица ежа и филина :
Что нового сегодня вы узнали, ребята?
Д. - Познакомились сегодня с новыми звуками.
Д. - Узнали новую букву,
Д. - Встретили вас и мы стали друзьями.
В. - Грамотно составляли предложения. Хорошо делили слова на слоги, Определяли последовательно звуки. Делали звуковой анализ слова. Определяли слова с твердыми и мягкими звуками. Называли слова со звуком (ф –фь). Играли. Творчески создавали буквы в «Мастерской искусств».
Всем спасибо.
Дарим вам фотографии нашей буквы. Только они у нас в чёрно-белом изображении. Сделайте, пожалуйста, их цветными и оформите выставку для своих родителей.
Звучит музыка. Динамическая пауза.