Светлана Седикова
Обучение грамоте воспитанников компенсирующей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.
Публикация «Обучение грамоте воспитанников компенсирующей группы» размещена в разделах
Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности" особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями : проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:
1. Требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;
2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
4. Обучение грамоте в дошкольном учреждении является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;
5. Занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Работа по обучению грамоте дошкольников проводится в несколько этапов:
1 этап – учим и запоминаем звуки, знакомимся с буквами;
2 этап - работаем со словами, учимся делить слова на слоги, определяем ударный слог;
Главное на этих этапах – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребё нок усваивает следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.
3 этап – работаем с предложениями: учимся узнавать количество слов в предложениях, схематично их записывать, составлять предложения на заданную тему из определённого количества слов;
4 этап – закрепляем умение читать у читающих детей.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас и родителей, от нашего терпения, доброжелательности. Поэтому предлагаю родители и для вас краткую информацию по обучению грамоте :
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? (слова, связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.
Звуки эти разные: гласные и согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначаем красным цветом.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя – и с этим они согласны. Согласные звуки бывают: мягкими и твёрдыми – синие и зелёные кружочки.
Звонкие и глухие – с колокольчиком и без.
Звуки на письме обозначаем буквами, схематично – кружочками (фишками).
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем – это знак звука)
Во время обучения чтению, показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
написать букву в воздухе, на столе;
выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
вылепить из пластилина, теста;
написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Для повышения эффективности обучению грамоте мы рекомендуем использовать различные виды игр, занятий, стимулирующие мыслительную деятельность детей. Доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенку то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Во время обучения грамоте дети должны не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, добывать знания.
Желаю Вам успехов в подготовке ваших детей к обучению в школе!