Ольга Викторовна Горячевская
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
ЗВУК И БУКВА Ш.
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить артикуляцию звука [ш], закрепить умение делить слова на слоги, закрепить умение определять ударный гласный звук, совершенствовать навыки чтения слогов и слов с буквой Ш.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать у детей слуховое внимание и память, мышление
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к обучению грамоте через игру, самостоятельность, инициативность, желание выручить, помочь.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
1. Организационный момент: Внимательно слушай
Другим не мешай.
Когда тебя спросят,
Тогда отвечай.
- Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Подойдите все ко мне. Каждому на ушко произнесу слог. Запомните его. Логопед произносит на ухо детям: ША, ШО, ШУ, ШИ.
- Сядет тот, кто услышал: ША, ШО, ШУ, ШИ.
2. Постановка цели занятия.
- Что ты услышала, Света? А Коля? А Данил? Какой одинаковый звук услышали вы в этих слогах? (Звук Ш) Сегодня мы с вами продолжим своё знакомство со звуком [ш], будем чётко его произносить и закрепим знания о звуке и букве Ш.
3. Характеристика звука [ш].
- Давайте вспомним, как мы произносим этот звук. Произнесите звук [ш]. Где находится язык, когда мы произносим этот звук? Язык узкий или широкий? На что похожи наши губы?
- Когда мы произносим звук [ш], воздух выходит свободно или с преградой?
Значит, [ш] звук какой? (Согласный).
- Какой секрет мы знаем о звуке [ш]? (Звук [ш] –всегда твёрдый).
- Как мы произносим звук [ш] с голосом или без? Значит, звук [ш] какой? (Глухой)
- Загибаем пальчики, повторяем, какой звук [ш]. (Согласный, всегда твёрдый, глухой).
4. Произнесение слогов со звуком [ш] и чтение слогов с буквой Ш.
-Какой буквой мы будем обозначать звук [ш]? (Буквой Ш).
Я сегодня зазевалась
Буква Ш и потерялась.
Заяц мимо пробегал
По секрету мне сказал:
- Гуси мимо пролетали
Букву Ш они подняли
Понесли в избу к Яге,
Изба стоит в волшебной стране.
- Ребята, помогите мне найти букву. Нам без неё никак.
- Как нам в сказку попасть? (Предложения детей).
Чтобы в сказку нам попасть,
Нужно волшебные слоги сказать.
ША-ШО-ШУ ШО - ША – ШЕ ШО-ШУ-ШЕ
ШТА – ШТО-ШТУ ШВА-ШВО-ШВУ
- Закрыли глазки.
Отправляемся в сказку (музыка).
-1,2,3 … В волшебную страну попади.
-Откройте глазки. (На столе стоит избушка Бабы Яги)
- На лесной опушке в маленькой избушке
Нас ждёт сердитая старушка.
- Как нам повернуть избушку? (ответы детей)
-Посмотрите, на крыше что-то написано. Что это? (буквы)
- Какие это буквы? Давайте подружим букву Ш с ними. Представьте, что у вас в руке буква Ш – подставляем и читаем. (Читаем слоги на крыше избушки: ША, ШО, ШУ, ШИ).
- Почему буква Ш будет дружить с буквой И, а не Ы?
ШИ всегда пиши с буквой И.
Игрушка Б. Я. – Ох-ох-ох! Повернули избушку,
Разбудили старушку.
Зачем сюда пришли? (Дети: За буквой).
- Вашу букву распилила, разбросала по частям:
На избушку, в лес, в болото
Покидала тут и там.
-Избушку повернули
Первую часть вернули. Вот она. (даёт часть буквы Ш)
- За второй идите в лес
Дальше по болоту.
Соберите части все
Коли вам охота.
5. Физминутка.
-Отправимся в лес. Встали. Идём по лесу.
Носом вдох,
А выдох ртом.
Дышим глубже.
А потом-
Марш на месте!
Не спеша:
Как погода хороша! (Дети на выдохе произносят эту фразу)
5. Определение ударного гласного звука в словах со звуком Ш.
На магнитной доске прикреплены ёлки, под ними – картинки.
- Заблудились мы в лесу
И кричим: Ау! Ау!
Помогите – покричите
И картиночку найдите
Ударный гласный определите.
- Сможете определить, появится картинка. Лес шума не любит. Кричать будем вполсилы. (Логопед произносит слова, дети определяют ударный гласный звук. Если ответили правильно, ёлка убирается, картинка появляется.)
Б. Я. : Лес бесстрашно вы прошли
Вторую половинку нашли.
6. Деление слов на слоги.
На магнитной доске: болото (лист бумаги зелёного цвета, маркер. За «болотом» спрятана часть буквы Ш.
- Вот болото впереди.
Как же нам его пройти?
Мы картиночки берём
И дорожку проведём. (Дети хлопками делят слова на слоги и маркером рисуют столько коротких полосок, сколько слогов в слове. В результате получается "дорожка".)
- Очень узкая тропинка,
Ещё дорожку проведём,
А то вместе не пройдём.
- Мы болото всё прошли,
Третью часть мы здесь нашли.
Части вы соедините
Свою букву получите.
К доске вызываются 3 человека и составляют из 3 найденных частей букву Ш.
7. Чтение слов с буквой Ш.
- Молодцы, ребята,
Не легко вам было в пути
Но вы букву сумели найти.
Дарю слова на память вам
Как самым умненьким друзьям. (Раздаём слова)
- Чтобы буква не пропала,
Прочитай слова с начала.
Слева направо начинай,
Ударенье ставить не забывай!
- Справились с заданьем этим.
До свидания, до следующей встречи
8. Итог.
-Букву Ш нашли мы дружно
В детский сад теперь нам нужно.
Глазки закрываем
Сказку покидаем.
-Вам понравилось в сказке? Что понравилось? Какую букву мы искали?