Приложение МААМ

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Екатерина Булгакова
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы в представлениях дошкольника о родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась более квалифицированно и эффективно, необходимо знать следующее:

* Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из букв) с различным количеством и последовательностью. Сам по себе звук не имеет никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух оболочку слов. То, что мы произносим и слышим, это — звуки, а буквы мы видим и пишем. Занимаясь с дошкольником, важно понять, что ребёнок не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на его звуковую оболочку.

Публикация «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

* В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э. В названии каждой из четырех букв (Я, Ё, Ю, Е) содержится по 2 звука: Я=Й+А, Е=Й+Ю, Ю=Й+У, Е=Й+Э (они называются йотированными). Не следует давать для звукового анализа детям слова с йотированными буквами.

* Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше — 42, в основном за счет мягких согласных (Нь, Пь, Ть, Вь, Сь и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, а наряду с парными твердыми звуками обозначаются общей буквой. ( Например: ныть— нить, мал — мял, вол — вёл, лук — люк). Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твердые.) Анализируя с детьми слова, надо помнить, что мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью гласной буквы И (был—бил, дым—Дима). Йотированные буквы и Ь знак мы не используем.

* В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся (сравните, как мы говорим и пишем слова тростник, соседка, лето, ёж, подставка, юбка). В связи с этим в упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится с их написанием (шторм, кран, карман, карнавал, струны, грозы.).

* Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует кратко, без добавления гласных. ЭМ, ЭР, ТЭ, ША — это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом (ЭС, О, КА) названия синтезируемых звуков мы получим непонятное звукосочетание, а совсем не предполагаемое слово СОК.

* В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребенок не испытывал впоследствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтением. Иначе, читая побуквенно длинное слово, ребенок не сможет синтезировать названные звуки и, следовательно, понять смысл прочитанного.

* Занятия по обучению чтению необходимо проводить в русле общего речевого развития. Предметом изучения является слово как единица языка, объединяющее значение и звучание. Очень важно вычленение слова из потока речи, отделение в сознании ребёнка слова от предмета.

* В ходе занятий по чтению следует изучать не только отношения между звуком и буквой. Рекомендуется работа в занимательной форме с синонимами, омонимами, антонимами, многозначными и однокоренными словами.

Опора на занятиях по обучению чтению производится на дифференциацию гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Это важно для дальнейшего изучения орфографии.

* Обучение чтению осуществляется в определенной последовательности: изучению букв и освоению техники чтения предшествует языковое обучение. Основная цель обучения — сформировать осознанное отношение к языку.

* Звуки и буквы изучаются не в алфавитном порядке, а в порядке их трудности выделения из слова, произношения и изображения на письме. Сначала более легкие гласные: А, У, О; затем согласные: П, М, К, Т. К концу обучения отнесено ознакомление с буквами, которые обычно считаются трудными для усвоения: Ч, Ц, Щ, Ф. Рекомендуется проводить обучение чтению исключительно на материале звуков, правильно произносимых детьми.

* Определенная последовательность требуется в работе над слоговым анализом и синтезом: сначала предлагаются слова, состоящие из одного или двух слогов: А-У; КОТ; МА-МА; затем количество слогов в составе слов для чтения увеличивается: МА-ЛИ-НА; появляются слова с закрытыми слогами: БУК-ВЫ, ДУ-БОК. После ознакомления со звуком и буквой И ребенок осваивает понятие о мягкости согласных звуков в таких словах, как НИНА, КИТ.

* Рекомендуется широкое использование дидактической игры как переходной формы занятий от дошкольного к школьному возрасту. Это способствует формированию у старших дошкольников в недрах игры учебной деятельности как развертывания системы учебных задач.

* Обучая - не спешите. Материал каждого этапа тщательно отрабатывается.

* Темп освоения чтения индивидуален для каждого ребенка. Содержание обучения должно способствовать умственному развитию ребенка, максимальному выявлению и использованию резервов развития ребенка.

* Правильно организуйте занятия, избегайте однообразия в работе и перегрузок. Занятия со старшими дошкольниками проводятся 25—30 минут с физкультурной паузой в середине и активным отдыхом после занятия. Упражнениям в звуковом анализе слов отводится на занятии 4—5 минут.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 15:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Булгакова (УИ 50086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД