Евгения Петелько
Обучение детей выразительному чтению стихов
▼ Скачать + Заказать документы
Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.
Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.
1. Выбрать отрывок для выразительного чтения.
1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.
2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение.
Темочки:
Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом.
Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
4)Стишок должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова.
5) Стихи для детей должны быть высокого качества, поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.
6).Заучивание стихотворения с опорой на картинку, которую можно порисовать вместе с малышом.
Необходимо читать детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Важны хорошие стихи современных поэтов.
2. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым. Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок— ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.
3. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте. При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.
4. Определить настроение стихотворения. Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым. Изображать виды настроения с помощью мимики лица.
Потренироваться, вместе с ребёнком читая первую строчку, с разным настроением и выражением лица : радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.
5. Расставить логическое ударение. Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.
Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно:
-прочитать его громче, чем другие,
-после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать). Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у малыша не получится выделять голосом главные слова.
6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы. Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно использовать три разных темпа (быстрый, средний, медленный). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним. Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки.
Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только школе, но и во взрослой жизни.