Татьяна Величко
Обучение чтению: изучаем буквы
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте 4-5 лет дети начинают проявлять интерес к грамоте, запоминают буквы алфавита и пробуют их писать. Необходимо поддерживать этот интерес, прививать желание знакомиться со звуками и буквами. Обучение должно быть увлекательным и интересным, проводиться в игровой форме с использованием рисунков, картинок, разнообразных предметов и материалов, которые можно использовать для изучения букв.
Прежде чем приступить к знакомству с буквами, нужно научить ребенка слышать и правильно воспроизводить звуки речи. Для этого использую игры – разминки:
Публикация «Обучение чтению: изучаем буквы» размещена в разделах
- на определение первого/последнего звука в слове «Найди картинки, названия которых начинаются на звук «А», «Выбери продукты, названия которых начинается на звук «К»;
- наличие звука в слове «Найди картинки, в названии которых слышится звук «Ы»;
- на развитие фонематического слуха «Похожие слова», «Где коса, а где коза» и другие.
Знакомство с буквами.
Сегодня можно приобрести самые разнообразные виды алфавитов и азбук: магнитные, разрезные, в виде плакатов и конструкторов. Несмотря на красочные пособия, родители отмечают, что ребенка бывает сложно заставить учить буквы. Чтобы увлечь, пробудить интерес к обучению грамоте в таких случаях рекомендую в игровые моменты включать разные способы и приемы изучения и запоминания букв.
Рисование, раскрашивание или штриховка букв - полезные и работающие способы запоминания, их использую со старшими дошкольниками или в том случае, когда ребенок любит рисовать. Рисование требует определенных волевых усилий, сосредоточенности и поэтому не всегда воспринимается с удовольствием, особенно детьми среднего дошкольного возраста, когда кисть руки еще недостаточно развита.
А вот лепка букв, их обыгрывание с помощью стихов и сказок очень помогли нам на этапе знакомства с буквами. К зрительному запоминанию букв подключается развитие мелкой моторики для укрепления кисти руки, подготовки ее к письму. Вот какой алфавит из пластилина у нас получился:
Повторение букв может сопровождаться играми со счетными палочками, мозаикой, выкладыванием букв из камней (семян, крупы). Кроме того, данные упражнения развивают способность к оценке пространственных различий, от которой зависит будущая точность и правильность воспроизведения букв на письме.
Буквы мы делали и из газетных трубочек:
Для формирования навыка ориентировки на листе по клеточкам мы рисовали на размеченных квадратах размером 2 * 2 см сначала предметы, затем узоры и буквы :
Алфавит, сделанный своими руками, мы использовали в дидактических играх. Каждая буква по желанию ребенка приобрела глазки зеленого цвета. С самодельными буквами дети с большим удовольствием включаются в игру, учатся составлять из букв слоги и слова. Вот некоторые примеры игр:
- «Назови картинку, выдели первый звук и найди букву»
- «Назови слово, выдели первый и последний звуки, обозначь их буквами»
- «Найди буквы-подружки»
Процесс обучения должен быть интересным и осмысленным, для этого к зрительному запоминанию букв подключаем работу руками, обыгрывание букв с помощью сказок и стихов.
На этом этапе мы сделали буквы своими руками и выучили алфавит, работали над развитием фонематического слуха и звуко-буквенным анализом. Следующий этап обучения грамоте - чтение слогов и слов.