Кристина Леонова
Обучение детей среднего дошкольного возраста описательному рассказу по сюжетным картинкам
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в дошкольном возрасте становится актуальной проблемой. Если ребенок умеет выразить свое высказывание, то можно судить о его речевом развитии. В связной речи ребенка отражается логическое мышление, умение осмыслить воспринимаемое и передать его в правильной, четкой, логичной речи.
Обучение детей описательному рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Публикация «Обучение детей среднего дошкольного возраста описательному рассказу по сюжетным картинкам» размещена в разделах
На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем, прежде всего, стоят следующие задачи:
1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;
2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;
3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.
Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т. п. На последующих этапах дети
выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта. Элементами плана рассказа могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец, создается модель и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально. Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.