Лучший педагог года

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы)

Светлана Пищулина
Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В старшей группе речь детей должна быть более разнообразной, четкой и последовательной, чем в средней.

В зависимости от источника высказывания можно выделить следующие монологи:

Публикация «Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы)» размещена в разделах

1. Составление описательного рассказа по игрушкам и предметам;

2. Составление рассказа по картине;

3. Составление рассказа из опыта;

4. Составление творческих рассказов.

Для составления детьми описательного рассказа по игрушкам и предметам я прежде всего подбираю игрушки, которые привлекают внимание детей, являются яркими, выразительными, выделяются своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, либо сравнить друг с другом, например две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру и т. д.

Вначале занятия появление игрушек может быть обыграно, например «Почтальон принёс посылку». Вниманию детей предлагаю 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Одним из видов описания игрушки использую отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Также при составлении рассказов по игрушкам и предметам в качестве дидактического материала использую таблицы-схемы, в которых заложена определенная информация. Эти схемы являются неким планом, который помогает детям наиболее полно, логично и связно составить рассказ. В схему включаются такие характеристики как цвет, форма, размер, материал, из которого предмет изготовлен.

Составление рассказа по картине.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины например я начинаю с того, что предлагаю детям отгадать загадку, которую я каждому ребёнку шёпотом загадываю на ушко, а затем предлагаю зарисовать свою отгадку на листе. Например, при рассматривании картины «Кошка с котятами» задаю каждому ребё нку загадку: Острые коготки, мягкие подушки;

Шёрстка пушистая, длинные усы;

Мурлычет, лакает молоко;

Спрашиваю: Какая отгадка у вас получилась? дети отвечают кошка. Говорю значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами. Затем задаю вопросы:

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? Посмотрите, что делает каждый котёнок. Чем похожи все котята? Предлагаю дать клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

Затем предлагаю детям встать в круг и говорю : Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

Затем предлагаю детям вернуться к картине. Послушать план, который поможет им составить рассказ.

Кто изображён на картине? Где происходит действие?

Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

При составление рассказа детьми из личного опыта на занятии использую следующие методы и приёмы : образец рассказа воспитателя, вспомогательные вопросы, анализ образца рассказа. Например, тема занятия «За что я люблю свою маму». В водной части занятия сюрпризный момент «Чудесный мешочек». В мешочке лежат фотографии, заранее принесённые родителями. На фото мамы на работе, в быту, Затем в основной части задаю вопросы:

Как зовут маму? Кем и где она работает? Что мама умеет хорошо? За что ты любишь свою маму? Какая твоя мама?

Дети отвечают на вопросы. А затем прошу детей составить рассказ, уже самостоятельно не задавая им вопросы.

В заключительной части занятия предлагаю детям поиграть в игру: «Какая твоя мама». Целью, которой является формирование добрых чувств по отношению к своим близким и побуждение детей в игровой форме высказывать свои мысли и чувства.

При составлении творческих рассказов детьми основной целью преследую развитие воображения; формирование навыков составления предложений определенной синтаксической структуры (с использованием предлогов);

развитие связной речи); умение анализировать сюжет и наполнять его другим содержанием, анализировать свой опыт (сюжет других сказок, собственные переживания и т. д.) и использование его в рассказе; формирование навыков перевоплощения в героя из сказки;

обогащение словарного запаса.

Занятия с детьми при составлении творческих рассказов провожу в три этапа. Занятие начинаю с организационного момента. Например, тема занятия «В сказочном городе коротышек». Говорю детям, что я буду называть сказочных героев, а вы будете, говорит из каких они сказок. А затем наоборот я называю сказки, а дети сказочных героев.

Затем в основной части занятия предлагаю детям отгадать сказочного героя, который придёт к ним в гости. Его имя шифрую на листе бумаги. Над каждой буквой пишу цифру. Дети ставя цифры по порядку составляют слово. Например, слово Незнайка. Задаю детям вопросы: где жил незнайка? как звали его друзей?. Затем показываю детям рисунки с изображение сказочного города. Затем предлагаю детям перевоплотится в сказочных героев городка.

Затем предлагаю детям посмотреть друг на друга внимательно. И сказать кто есть из них кто например Ваня, скажи, кто теперь Настя? Дима, а кто в нашей сказке Миша? Аня, назови всех героев сказки. Дети отвечают.

Затем спрашиваю у детей как заканчивается сказка? Почему все обиделись на Незнайку? Прошу вспомнить какие стихи он сочинил, чем они нравятся? Предлагаю детям помочь Незнайке вернуть своих друзей. А как это нужно сделать выслушиваю ответы детей.

Чем же закончилась сказка? Давайте, послушаем как предлагают закончить сказку Настя, Дима, Ваня….»

В конце занятия обязательно хвалю детей за их творческие высказывания и фантазию.

Публикации по теме:

Развитие у детей среднего дошкольного возраста интереса к составлению сюжетных рассказов в процессе игр-путешествий Ребенок среднего дошкольного возраста проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети данного возраста маленькие исследователи,.

Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка» Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ. 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста» ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно.

Народная игра, как средство духовного совершенствования личности детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

Обобщение опыта работы «Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста» Ориентация современного образования основана на идее гуманизации, гуманитаризции, личностной ориентации и предполагает создание условий.

Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Идея: Способствовать нравственно - патриотическому развитию.

Описание опыта работы «Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений»Описание опыта работы «Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений» Возраст 5-6 лет часто называют «библиотечным». Это время «влюбить детей в книгу». Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом,.

Открытое занятие в старшей группе «Методика обучения рассказыванию из личного опыта» Программные задачи: учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени; добиваться четкого произнесения слов, фраз; систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы)
Опубликовано: 11 февраля 2017 в 22:43
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пищулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД