Светлана Пищулина
Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В старшей группе речь детей должна быть более разнообразной, четкой и последовательной, чем в средней.
В зависимости от источника высказывания можно выделить следующие монологи:
Публикация «Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
1. Составление описательного рассказа по игрушкам и предметам;
2. Составление рассказа по картине;
3. Составление рассказа из опыта;
4. Составление творческих рассказов.
Для составления детьми описательного рассказа по игрушкам и предметам я прежде всего подбираю игрушки, которые привлекают внимание детей, являются яркими, выразительными, выделяются своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, либо сравнить друг с другом, например две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру и т. д.
Вначале занятия появление игрушек может быть обыграно, например «Почтальон принёс посылку». Вниманию детей предлагаю 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Одним из видов описания игрушки использую отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.
Также при составлении рассказов по игрушкам и предметам в качестве дидактического материала использую таблицы-схемы, в которых заложена определенная информация. Эти схемы являются неким планом, который помогает детям наиболее полно, логично и связно составить рассказ. В схему включаются такие характеристики как цвет, форма, размер, материал, из которого предмет изготовлен.
Составление рассказа по картине.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины например я начинаю с того, что предлагаю детям отгадать загадку, которую я каждому ребёнку шёпотом загадываю на ушко, а затем предлагаю зарисовать свою отгадку на листе. Например, при рассматривании картины «Кошка с котятами» задаю каждому ребё нку загадку: Острые коготки, мягкие подушки;
Шёрстка пушистая, длинные усы;
Мурлычет, лакает молоко;
Спрашиваю: Какая отгадка у вас получилась? дети отвечают кошка. Говорю значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами. Затем задаю вопросы:
Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? Посмотрите, что делает каждый котёнок. Чем похожи все котята? Предлагаю дать клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Затем предлагаю детям встать в круг и говорю : Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"
Затем предлагаю детям вернуться к картине. Послушать план, который поможет им составить рассказ.
Кто изображён на картине? Где происходит действие?
Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?
Что может произойти, когда вернётся хозяйка?
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.
При составление рассказа детьми из личного опыта на занятии использую следующие методы и приёмы : образец рассказа воспитателя, вспомогательные вопросы, анализ образца рассказа. Например, тема занятия «За что я люблю свою маму». В водной части занятия сюрпризный момент «Чудесный мешочек». В мешочке лежат фотографии, заранее принесённые родителями. На фото мамы на работе, в быту, Затем в основной части задаю вопросы:
Как зовут маму? Кем и где она работает? Что мама умеет хорошо? За что ты любишь свою маму? Какая твоя мама?
Дети отвечают на вопросы. А затем прошу детей составить рассказ, уже самостоятельно не задавая им вопросы.
В заключительной части занятия предлагаю детям поиграть в игру: «Какая твоя мама». Целью, которой является формирование добрых чувств по отношению к своим близким и побуждение детей в игровой форме высказывать свои мысли и чувства.
При составлении творческих рассказов детьми основной целью преследую развитие воображения; формирование навыков составления предложений определенной синтаксической структуры (с использованием предлогов);
развитие связной речи); умение анализировать сюжет и наполнять его другим содержанием, анализировать свой опыт (сюжет других сказок, собственные переживания и т. д.) и использование его в рассказе; формирование навыков перевоплощения в героя из сказки;
обогащение словарного запаса.
Занятия с детьми при составлении творческих рассказов провожу в три этапа. Занятие начинаю с организационного момента. Например, тема занятия «В сказочном городе коротышек». Говорю детям, что я буду называть сказочных героев, а вы будете, говорит из каких они сказок. А затем наоборот я называю сказки, а дети сказочных героев.
Затем в основной части занятия предлагаю детям отгадать сказочного героя, который придёт к ним в гости. Его имя шифрую на листе бумаги. Над каждой буквой пишу цифру. Дети ставя цифры по порядку составляют слово. Например, слово Незнайка. Задаю детям вопросы: где жил незнайка? как звали его друзей?. Затем показываю детям рисунки с изображение сказочного города. Затем предлагаю детям перевоплотится в сказочных героев городка.
Затем предлагаю детям посмотреть друг на друга внимательно. И сказать кто есть из них кто например Ваня, скажи, кто теперь Настя? Дима, а кто в нашей сказке Миша? Аня, назови всех героев сказки. Дети отвечают.
Затем спрашиваю у детей как заканчивается сказка? Почему все обиделись на Незнайку? Прошу вспомнить какие стихи он сочинил, чем они нравятся? Предлагаю детям помочь Незнайке вернуть своих друзей. А как это нужно сделать выслушиваю ответы детей.
Чем же закончилась сказка? Давайте, послушаем как предлагают закончить сказку Настя, Дима, Ваня….»
В конце занятия обязательно хвалю детей за их творческие высказывания и фантазию.