Анастасия Мелехова
Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение – это способность представить то, чего пока еще в окружающем мире нет, и описать этот воображаемый объект. Все объекты материального мира, которые нас окружают и к которым мы привыкли – очки, часы, дома, самолеты, это продукты развитого творческого воображения людей.
Публикация «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Оптимальным средством для развития воображения, а также мышления и речи дошкольника, на мой взгляд, является система заданий, игр, занятий с использованием элементов ТРИЗ.
ТРИЗ это уникальный инструмент и для поиска нетривиальных идей, выявления и решения многих творческих проблем, формирование творческой личности. Особый раздел ТРИЗ – курс развития творческого воображения – РТВ. Именно этот раздел чаще всего используется в детском саду.
Принципы построения занятий по ТРИЗ :
минимум сообщения информации, максимум рассуждений;
системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии);
включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности);
обязательная активизация творческого воображения.
Необходимо подчеркнуть, что только ежедневная целенаправленная работа позволит получить желаемого результата. Вся жизнь детей должна быть организована так, чтобы дошкольники находились в положении исследователей, первооткрывателей, а не получали знания готовыми. Необходимо обучать дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Детям можно говорить все. Для этого нужно изменить методику проведения занятий с детьми и организацию совместной деятельности. Перестать давать детям готовые знания, не раскрывать истину, а учить находить её. Если ребёнок задаёт вопрос, не давать готовый ответ, а спрашивать, что он сам думает об этом. Приглашать детей к рассуждению, наводящими вопросами подводить к ответу. При отсутствии вопросов указывать на противоречия, тем самым ставить в ситуацию, когда нужно самостоятельно найти ответ.
В ТРИЗ применяется много методов, направленных на развитие фантазии и воображения. Вот лишь некоторые из них.
Метод «Мозговой штурм». Это метод коллективного поиска оригинальных идей, помимо фантазии и воображения, развивает коммуникативные способности детей : умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т. п. Темы мозгового штурма могут быть такие:
как уберечь продукты от мышей;
как не намокнуть под дождем;
как мышам достать сыр из-под носа кота;
как выгнать лису из заюшкиной избушки и др.
Метод «Синектика». Синектика – это модифицированный мозговой штурм, в переводе с греческого означает «объединение однородных элементов». Этот метод построен на поисках аналогов (похожестей, ассоциативных связей. В сущности, если задуматься, то вокруг нас найдется великое множество предметов, созданных человеком по аналогии уже с чем-то имеющимся в природе.
Существует четыре вида аналогий:
прямая – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.);
фантастическая – решение проблемы, задачи осуществляется как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение);
личностная (эмпатия) – подразумевает представление детьми себя каким-то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям можно предложить такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз? Что думает звездочка, когда увидит, что ночью где-то не спит ребенок? Почему он не спит? Вызывают большой интерес у дошкольников и такие задания : изобрази будильник, который забыли выключить; покажи походку человека, которому жмут ботинки; изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика и т. п.
символическая – предполагает использование метафор, сравнений, поэтических образов, моделей-символов.
Аналогию можно найти только там, где есть повторяемость свойств объекта, условий, отношений, т. е. там, где есть некая закономерность.
«Типовое фантазирование». Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:
уменьшение – увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая – продолжи сказку);
наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
дробление – объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
оператор времени (замедление – ускорение времени) : нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);
динамика – статика (оживление неживых объектов и наоборот) : Буратино – живое дерево; Снегурочка – живой снег; Колобок – живое тесто и т. д. Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его и придумать название.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, сами задают много вопросов, фантазируют на заданную тему. У них формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Они легче находят выход из сложных ситуаций, быстрее приспосабливаются к изменениям в окружающем мире, становятся более самостоятельными и могут принимать на себя ответственность за себя и других.
Несколько советов тем, кто решил использовать инструменты ТРИЗ в работе с дошкольниками :
– помните, что нет темы, на которую нельзя беседовать с дошкольниками, только подача материала должна быть построена на живом интересе к самому ребёнку;
– не так важно решить с детьми задачу, как сформировать умение осознавать приёмы, с помощью которых это происходит;
– задания дошкольникам должны быть максимально понятными и интересными;
– позволяйте ребёнку ошибаться и «ошибайтесь» сами, ищите выход вместе;
– разговаривайте с ребёнком, а не только говорите ему.
И тогда, благодаря ТРИЗ, вы сможете вырастить из ребёнка оптимиста, интеллектуально развитую личность с хорошо развитой речью, а главное – обладающего творческим воображением, т. к. именно оно является неотъемлемой частью нашей жизни.
Литература
1. А. В. Корзун Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн. : Университетское, 2010. – 87 с.
2. Т. А. Сидорчук Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 248 с.