Юлия Кокурина
Развитие у детей среднего дошкольного возраста интереса к составлению сюжетных рассказов в процессе игр-путешествий
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок среднего дошкольного возраста проявляется стремление
к общению со сверстниками. Дети данного возраста маленькие исследователи, почемучки и непоседы. Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Особенностью речевого развития детей среднего возраста является стремление к общению со сверстниками, желание узнать новое и поделиться впечатлениями. Речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью и экспрессивностью. У большинства детей не сформировано умение строить описательные и повествовательные рассказы. Дети данного возраста не могут последовательно связывать между собой предложения и части высказывания, эпизодические проявлять монологическую форму речи.
Публикация «Развитие у детей среднего дошкольного возраста интереса к составлению сюжетных рассказов в процессе игр-путешествий» размещена в разделах
Игры путешествия- одно из средств развития монологической речи.
В процессе игр путешествий ее участники постигают окружающий мир не только посредством получения новой информации о том или ином объекте, но, что более важно, через свое отношение к увиденному, услышанному, происходящему.
Задачи, которые ставились во время игр – путешествий направлены на
1. Развивать у детей потребность в игровой и образовательной деятельности в процессе игр путешествий.
2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
3. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
4. Упражнять в составлении сюжетных рассказов в процессе игр-путешествий.
5. Развивать у детей потребности передавать свои впечатления в процессе игры.
Игры путешествия состоят из трех :
1 Этап: Постановка проблемы
-постановка задачи( «Мы сегодня пойдем с вами по зимним дорожкам», «Сегодня к нам прилетел воробей и принес какое то письмо, вы хотите узнать о чем оно?»)
-принятие каждым ребенком поставленной задачи(«Куда бы ты хотел отправиться?», «Что ты возьмешь с собой в путешествие, или кого ты возьмешь с собой?»)
-выбор объектов путешествия(«Если мы с вами пойдем в зимний лес, то с кем мы там можем встретиться?»)
2 этап: Организационный, организация самого путешествия
-Путешествие по станциям (например, от станции «Лесной» к станции «Снежной», от станции «Зимней» к станции «Березовой» и т. д.)
-Путешествие от объекта к объекту (например, от дерева к домику, от горки к снежной песочнице и т. д.)
-Путешествие по маршрутным картам (например, путешествие от ели до кормушки птиц)
3 этап: Завершение путешествия
-сюрпризный момент, который ждет ребенка в конце игры путешествия
(например, что мы хотели узнать о зиме?, что мы узнали о птицах зимующих в наших лесах, мы кого- то искали и нашли)
-составление схем описательных рассказов
-составление новых карт путешествий
-встреча персонажа, которого искали во время игры путешествия
-поощрительные призы для каждого ребенка
Методы и приемы, которые используются воспитателем в процессе игр путешествий
На первом этапе:
1. Игровая ситуация
2. Проблемная ситуация
3. Выбор маршрута путешествия
4. Составление кратких рассказов об объектах путешествия
Второй этап организационный:
Сама игра путешествие, используются
-вопросы к детям
-наглядный материал
-составление загадок
-игры-загадки
-словесные зарисовки (например, опеши детям, что ты видел в зимнем лесу; кто спрятался в домике?; кто сидит на пеньке)
-построение диалога со сверстниками (расскажите друг другу, что вы увидели во время путешествия в царство снега)
-использование схем-моделей для детей, у которых есть проблемы в рассказывание по картинке.
-описание экологической помощи, которую оказали природным объектам
(например, я беру корм для того, чтобы насыпать его птицам в кормушку).
Третий этап:
Коллективное творчество
-составление альбомов
-придумывание загадок
-разработка своих индивидуальных маршрутов
Тематика игр путешествий разнообразна, к примеру по временам годы - зима
«Вот зима- вокруг бело, много снега намело»
«В гости к Деду Морозу»
«Путешествие с волшебной снежинкой»
«Подарки для лесных жителей», «Там, на заснеженных тропинках» и др.
В результате игр путешествий у детей появляется устойчивый интереса к передаче своих впечатлений в процессе игры, словарный запаса обогащается за счет использования слов зимней тематики и слов, обозначающих новогодние атрибут, дети овладевают простейшими приемами составления описательных и повествовательных рассказов.
Игры путешествия – это одна из форм проектной деятельности, которые разрабатывается педагогом группы и реализуется совместно с родителями.
Родители изготовили портфолио на зимнюю и новогоднюю тематику «Где живут Дед Мороз и Снегурочка», «Детям о снеге» и др., подготовка презентаций для проведение игр путешествий, разработка маршрутов путешествия, изготовление альбомов детского речевого творчества детей и взрослых.
Общение воспитателя группы с родителями происходит через сайт воспитателя (маам. ру, NS портал) и личную почту воспитателя
В соответствии с данной тематикой в группе была преобразована предметно- игровая среда. Были изготовлены дидактических игр на зимнюю тематику: «Собери снежинки», «Найди одинаковую варежку», «Подбери костюм Деду Морозу», изготовление Лэпбука «Что такое зима?», в группе был организован уголка снежной сказки, выставка работ родителей с детьми «Новогодние композиции», карты индивидуальных занятий с каждым ребенком