ТАТЬЯНА ГАРБУЗОВА
Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине по технологии Хоменко Н. Н
Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной.
• Побудить к использованию в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине по технологии Хоменко Н. Н.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине по технологии Хоменко Н, Н» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
• Освоить методы и приемы составления творческих рассказов по картине, основываясь на алгоритмах мышления.
• Сформировать у участников мастер - класса мотивацию на использование в воспитательно - образовательном процессе методов и приемов развития связной речи дошкольников, в рамках «Технологии развития связной речи дошкольников» Хоменко Н. Н.
Проблема: Как, каким образом повысить уровень коммуникативного развития воспитанников группы?
повысить уровень коммуникативного развития воспитанников группы?
Ход мастер - класса:
1 часть. Презентация педагогического опыта.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер - классе «Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по
картине» по технологии Хоменко Н. Н.
Актуальность
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др.
Проблеме развития творческих способностей и развития речи детей большое внимание уделяли российские и зарубежные педагоги и психологи.
В отечественной педагогике решение этих задач предложено многими известными учё ными: Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, Н. Е. Веракса, И. В. Дубровиной, О. М. Дьяченко.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм воспитания.
*
В основе моего опыта работы лежит технология развития связной речи дошкольников
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.
Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот". и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам : "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает. " Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:
Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы? Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине? Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?
Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
Использование технологии обучения детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине по технологии Хоменко, способствовало повышению показателей развития творческого воображения, речевых способностей воспитанников моей группы. При выпуске детей в школу 2013 году, у 59% детей на высоком уровне сформированы творческое воображение и мышление, речь детей. Воспитанники моей группы легко включаются в учебную ситуацию, у них сформированы навыки рассказывания
навыки рассказывания с элементами творчества. Дети научились вести диалог с воспитателем и
и све
Целью использования ТРИЗ - технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремление к новизне; развитию речи и творческого воображения.
В работе с дошкольниками придерживаюсь кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире».
2 часть. Методы и приемы работы с детьми.
Развитие творческих речевых способностей детей моей группы осуществляю в процессе коммуникативной, игровой, театрализованной, познавательной деятельности и других видов деятельности. Совместно с детьми сочиняем рассказы, сказки, небылицы, загадки. Заучивая или читая детям стихотворения, провожу с детьми их анализ, включаю в педагогический процесс игры по составлению рифмы.
При проведении НОД по образовательной области «коммуникация» включаю в работу с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.
Особое место в образовательной деятельности отвожу работе с картиной. Основополагающим моментом в технологии ТРИЗ, по развитию связной речи дошкольников, является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления, посредством системы игровых упражнений. Мной были изучены, отобраны и систематизированы игры и творческие задания, способствующие развитию выразительности речи, мышления и творческого воображения воспитанников, обогащению их словарного запаса.
Использование технологии ТРИЗ способствовало повышению показателей развития творческого воображения, оригинальности, гибкости, беглости мышления, речевых способностей воспитанников моей группы. На начальном этапе (2010-2011г.) : высокий уровень развития творческих способностей наблюдался у 6 детей-3 5%, средний уровень - 11детей (65%). На завершающем этапе (2011-2012г.) у 58,8% детей на высоком уровне сформированы творческое воображение и мышление, речь дошкольников. В 2011-2012 учебном году мной были выпущены дети в школу: из 19 воспитанников-у17 отсутствовали в поведении стеснительность, закомплексованность, они легко включались в учебную ситуацию. У выпускников моей группы были сформированы навыки рассказывания с элементами творчества, умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания. Дошкольники научились вести диалог с воспитателем и сверстниками, использовать в
рассказывания с элементами творчества. Дошкольники научились вести диалог с воспитателем и сверстниками.
Сегодня я хочу познакомить Вас с методами и приемами работы с детьми с использованием картины, которые будут интересны вам и вашим воспитанникам. Они помогут развивать речь ребенка, мышление и творческое воображение, обогащать его словарный запас.
Содержание этапов работы над картиной вы можете увидеть на экране
Этап 1. Определение объектов на картине.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
Этап 3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Этап 4. Описание местонахождения объектов на картине.
Этап 5. Преобразование объектов во времени.
Этап 6. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.
Этап 7. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.
Этап 8. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 9. Смысловая характеристика картины.
Этап 1. Определение состава картины.
Цель: учить детей определять состав картины.
Воспитатель: к нам в гости пришла картина, посмотрите на неё.давайте возьмем подзорную трубу и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный и больше всех увидит и назовет разных предметов. А я буду обозначать их на доске.
(Воспитатель, по мере называния объектов, обозначает их схемами).
Дети: девочка, еще девочка…
В. : давайте их назовем.
Д. : Девочка Света, которая держит куклу и девочка Таня, которая плачет. Мальчика зовут Сережа…
В. : Кто еще, что видит?
Д. : лужа, прутик, мяч, кукла, елочка, еще елочка…
В. : хорошо, много елочек: одна слева, другая в правой части картины.
Д. : цветы, много цветов разных, больше всего ромашек. Небо, земля, трава… Кофта, юбка…
(Воспитатель в конце повторяет основные объекты, названные детьми и закодированные схемами).
Параллельно с основной задачей идет обучение детей считыванию схем.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины : все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.
— Пришел волшебник Объединяй и соединил два предмета (Педагог указывает на них.) Волшебник просит объяснить, почему он это сделал;
— «Ищу друзей» — найти объекты, которые между собой связаны по взаимному эмоциональному расположению.
“ Мячик и вода в луже: мяч попал в лужу, лежит на ней, стал мокрым. Значит, они связаны”.
“ Мячик и прутик: кончик прутика касается мяча и подталкивает его к краю лужи”.
“ Прутик и мальчик: рука мальчика держит прутик, которым он хочет достать мяч”.
“ Девочка Таня и мячик: мяч этот Танин, она с ним долго играла и полюбила эту игрушку”.
“ Девочка Таня и девочка Света: они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню”.
“Одежда, игрушки – объекты рукотворного мира. Их сделали руки человека”
“К растительному миру относятся деревья, кустарники, трава, цветы”.
Этап 3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Цель:
• обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;
• учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».
Уважаемые педагоги, перед вами лежат карточки, посмотрите, каким волшебником вы будете. «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.
• Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т. д.
Волшебник “Я слышу” - описание возможных ощущений полученных с помощью слуха.
“Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!”
“Я слышу, как прутик постукивает мячик”.
“Я слышу, как Таня плачет, а мальчик ее успокаивает и говорит: “Тише, Танечка, не плач: не утонет в луже мяч”.
“Я слышу, как Сережа говорит: “Не плач, сейчас я достану прутиком твой мяч и мы опять будем играть”.
“Я слышу, как шумит ветерок и щебечут птички”.
“Я слышу, как мама зовет Таню домой”.
Волшебник “Я ощущаю лицом и руками” - описание возможных ощущений полученных с помощью тактильных анализаторов.
“Я чувству, какой мячик мокрый, скользкий и теплый. Ведь лето, жарко и вода в луже совсем не холодная”.
“Я чувствую, что прутик твердый, немного шершавый и упругий”.
“Я чувствую, какая травка мягкая, шелковистая, немного влажная. Особенно около лужи”.
“Я чувствую, как солнце припекает и жарко греет, но ветерок при этом приятно ласкает и обдувает”.
“Я чувствую, какая елочка колючая и веточки у нее как маленькие ежики”.
Волшебник “Я нюхаю” - описание возможных ощущений полученных через органы обоняния.
“Пахнет свежестью и травой, потому что только что прошел дождик”.
“Елочка пахнет очень приятно, чувствую запах цветов и меда”.
“Я чувствую, как мяч пахнет резиной. Его ведь купили в магазине и он новый”.
Карта № 4. Составление метафор и загадок по картине
Метафоры, составленные воспитателем вместе с детьми (ст. группа)
Выбран объект – “лужа”.
1. Обозначается место: “лужа не траве”. Лужа по форме сравнивается с кляксой. Не называя выделенный объект, соединяем сравнение по форме и местонахождение: “клякса на траве”. Усиливаем сравнение тем, что клякса не чернильная, а дождевая. Вставляем в текст: “Утренний дождь оставил огромную прозрачную кляксу на траве”.
2. Лужа сравнивается с зеркалом. Место – лужайка. Вставляем в текст: “Елочки заглядывали в маленькие зеркала лужайки, оставленные грибным дождем”.
Выбран объект – “мяч”.
Сравнивается по форме с колобком. Местонахождение – лужа. Усиливается характеристикой – “непослушный”. Вставляется в текст: “В луже оказался непослушный колобок”.
Выбран объект – “бантик”.
Сравнение с бабочкой. Отличие – прозрачность. Местонахождение – волосы на голове у девочки. Фраза: “В волосах удобно устроились прозрачные крылья бабочки”. Или “Голову девочки украшала бабочка, согретая теплом маминых рук”.
3 часть. Задание слушателям.
Уважаемые коллеги, вы познакомились с некоторыми видами составления рассказов по картине. Приглашаю вас поиграть в игру «Собери картину» и разделиться на подгруппы. Предлагаю каждой подгруппе составить один из видов рассказов, наиболее понравившийся вам.
5 часть рефлексия
Дискуссия по результатам совместной деятельности слушателей. Слушание придуманных творческих рассказов Понравился ли вам мастер-класс?
Услышали ли вы что-то новое и интересное для себя?
Легко ли вам было выполнять задание?
Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?
1. Самоанализ мастер- класса.
Комментарии по ходу мастер- класса.
В результате использования представленной технологии при работе по картине у детей развивается :
• Навыки рассказывания с элементами творчества.
• Умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
• Умение преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания.
• Умение составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
• умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.
• Умение составлять тексты морально-этического плана по мотивам содержания картины.
• Умение составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
• повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами.
У выпускников моей группы хорошие показатели по уровню развития воображения и речевому развитию. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в НОД, психологически раскованны и уверенны на занятиях. Поэтому адаптивное использование данных методов и приёмов в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.
Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства педагогов, он помогает привлекать интеллектуальные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем
Целью использования ТРИЗ - технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремление к новизне; развитию речи и творческого воображения.
В работе с дошкольниками придерживаюсь кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире».
4 часть. Методы и приемы работы с детьми.
Развитие творческих речевых способностей детей моей группы осуществляю в процессе коммуникативной, игровой, театрализованной, познавательной деятельности и других видов деятельности. Совместно с детьми сочиняем рассказы, сказки, небылицы, загадки. Заучивая или читая детям стихотворения, провожу с детьми их анализ, включаю в педагогический процесс игры по составлению рифмы.
При проведении НОД по образовательной области «коммуникация» включаю в работу с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.
Особое место в образовательной деятельности отвожу работе с картиной. Основополагающим моментом в технологии ТРИЗ, по развитию связной речи дошкольников, является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления, посредством системы игровых упражнений. Мной были изучены, отобраны и систематизированы игры и творческие задания, способствующие развитию выразительности речи, мышления и творческого воображения воспитанников, обогащению их словарного запаса.
Использование технологии ТРИЗ способствовало повышению показателей развития творческого воображения, оригинальности, гибкости, беглости мышления, речевых способностей воспитанников моей группы. На начальном этапе (2010-2011г.) : высокий уровень развития творческих способностей наблюдался у 6 детей-3 5%, средний уровень - 11детей (65%). На завершающем этапе (2011-2012г.) у 58,8% детей на высоком уровне сформированы творческое воображение и мышление, речь дошкольников. В 2011-2012 учебном году мной были выпущены дети в школу: из 19 воспитанников-у17 отсутствовали в поведении стеснительность, закомплексованность, они легко включались в учебную ситуацию. У выпускников моей группы были сформированы навыки рассказывания с элементами творчества, умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания. Дошкольники научились вести диалог с воспитателем и сверстниками, использовать в